День одиннадцатый.
Дата: 19.07.2007 г.
Время выезда из Караганды: 08.00 (по Москве)
Показания спидометра: 9400 км
День одиннадцатый.
Дата: 19.07.2007 г.
Заправка в Караганде – 23 л на 2300 тенге.
Выехали из Караганды.
На поъезде к Астане стоят юрты, в них типа кафешек.
Астану объехал по объездной, хоть там и был знак, что, типа, мол, ремонтные работы, но ехали все, поехал и я. Дорога нормальная, в 2 местах и правда парочка рабочих что-то вяло ковыряет. В Казахстане, так же как и у нас, безалаберности в расстановке знаков хватает – ремонт давно закончен, а знаки «Ремонт дороги», «Обгон запрещен» и «Ограничение скорости» так и остались, что и является хорошим местом для того, чтобы поправить материальное положение гаишников, что российских, что казахстанских – люди везде одинаковы. Вот в одном из таких мест (между Астаной и Кокчетавом) я и «влетел». Обгоняю фуру, скорость – 80 или 90 км/час, неважно. Стоят. Тормозят. «Ваши документы» - «Пожалуйста» - «Вы нарушили требования знака «Обгон запрещен»» - «Да? А там его не было». Тут следует прекрасная по своей точности и выверенности фраза: «Ты что думаешь, Я ТУТ ЗРЯ НА ЖАРЕ СТОЮ???». И я, естественно, понимаю, что ОН ТУТ стоит не зря (что, он дурак, что ли), значит знак там 200% есть. Пытаюсь сопротивляться, разговор короткий: «Забираем права, завтра в 10 утра в суд на разбор, попытайтесь доказать, что знака не было». Понимаю, что ничего не докажу, понимаю, что здесь прекрасный психологический расчет – что может доказать чужестранец в суде чужого государства, да торопится этот чужестранец наверняка, так что спорить не будет. Понимаем мы это оба. «Может договоримся?» - «У нас этого не положено» - «Но я очень тороплюсь, мне еще ехать и ехать! Я вас очень прошу» - «Ладно, давай» - «Сколько?» - «Тысяча. Ваших». Короткий торг, в результате отдаю 3000 тенге (официальный штраф в Казахстане за это нарушение 2 с небольшим тысячи тенге), довольные друг другом расстаемся.
Кстати, о казахских гаишниках. За полчаса до этого моего нарушения (скорее всего, оно действительно было, я, видимо, не заметил знака) на той же трассе Астана-Кокчетав останавливает гаишник. Включаю поворотник, останавливаюсь, отстегиваюсь, ручник, скорость, глушу двигатель, все как положено. Подходит. «Здрасьте» - «Здрасьте» - «Документы» - «Вот, а что я нарушил?» - «Вы были пристегнуты, а вот ваш пассажир нет». Я тихо опупеваю. Надо сказать, что ВСЕ путешествие я вместе сыном провел пристегнутым ремнем безопасности. Вот как только от дома в Краснодаре отъехали, так пристегнулись и не отстегивались более, чтобы не давать гаишникам повода нас остановить (дело даже не в штрафе, а просто не хотелось терять время). У нас в Краснодарском крае мы все ездим непристегнутыми, гаишники на это дело глаза закрывают и уже лет 7-8 за это нарушение даже не останавливают, я так понимаю, что слишком мал штраф, типа, овчинка выделки не стоит. Но в других регионах, тем более, в чужой стране!!! И я и сын были пристегнутыми.
Оборачиваюсь, сын действительно непристегнут. Я: «Да такого быть не может, это он сейчас отстегнулся! Я же не дурак, чтобы в чужой стране вести себя провокационно!» - «Нет, он был непристегнут» - «Да я…» и тут я понимаю, что аргументов у меня нет и что меня откровенно «разводят». Твердо говорю: «Мой сын и я, оба были пристегнуты!» - «Вы что, хотите сказать, что я плохо вижу?». Мент обижается, ей-богу! С этакой обидой говорит: «Мы каждый год проходим медкомиссию! И я ее прошел, у меня хорошее зрение!» И смех и грех, ей-богу! Я понимаю, что мента надо выручать, что надо помочь ему «сохранить лицо». «Вы знаете, мы оба были пристегнуты, а Вы, наверное как-то не разглядели» - «Что Вы хотите сказать?» - «Ну наверное, солнце в глаза вам било, вот Вы и обознались» - «Да?... Солнце?... Н-да… Ладно, езжайте». Отдает документы. Сажусь в машину. Сыну: «Ты почему непристегнутый?» - «Да я отстегнулся, когда мы остановились» - «А был пристегнутым?» - «Конечно». То есть, это действительно была попытка развода «на ровном месте». Уезжаем.
После уплаты штрафа на запрещенный обгон настроение несколько падает, но вновь повышается на подъезде к Боровому.
Все-таки красивое это место, особенно для казахов, привычный пейзаж для которых – ровная выжженная солнцем степь.
На подъезде к Боровому нас догоняет Ниссан Альмера с регионом 93 (наш, краснодарский!). Господи, что он тут делает, здесь, за тысячи километров от дома? Но ответа мы не получили, потому что он свернул и остановился на развилке к Боровому, а мы поехали дальше.
В Кокчетаве на знакомой уже нам заправке заправляем 30 л 93-го бензина на 2400 тенге, перекусываем, едем по направлению к Петропавловску и…
И где-то в степи, между Петропавловском и Кокчетавом, в совершенно неприметном и неинтересном месте справляем маленький юбилей у нашего спидометра (или нашему спидометру) – он показывает круглую цифру – 10 000 км Кстати, конечно же, правильно говорить – «одометру», но «спидометр» как-то привычней… Кстати, и «круглая цифра» говорить неправильно, ибо 10 000 – это не цифра, а число, ну да бог с ним…
Подъезжаем к Петропавловску (по-казахски «Петропавл»!), фотографируем мусульманское кладбище, которое не сфотографировали по пути в Караганду. Экзотика!
Въезжаем в Петропавловск,
изучаем схему транзитного проезда (хотя и по указателям нормально),
последний раз кидаем взгляд на президента Казахстана с его «стратегией» (надпись на придорожном плакате: «Стратегия президента Нурсултана Назарбаева – Казахстан на пути к процветанию»… Ну-ну… Процветание?... А когда нефть кончится?...),
минуем мост через Ишим
и все, выезжаем из Петропавловска… Опять тормозят гаишники… «Документы на машину» - «Вот права и техпаспорт» - «Миграционная карточка» -«Вот» - «А на сына?» - «Вот, пожалуйста» - «А почему так мало были в Казахстане, ввоз машины же на месяц оформляли?» - «Так получилось» - «А что везете?» - «Смотрите» - «А запрещенное есть?» - «Нет»…… молчание… «О, а страховка на машину???» - «Вот пожалуйста!»…. (не обломилось у тебя, мент!)… Кисло: «Счастливого пути»…. Ну и слава богу!...
Кстати, что характерно, не один гаишник в Казахстане, при остановке машины не представился перед тем, как требовать документы… Может случайность, а может, и традиция.. а может, менталитет азиатский.. Я начальник дороги, а ты – никто… Я – бай, а ты… ну как там сказать «азиатский аналог холопа»?... Вообще, в Казахстане все гаишники – казахи, ни одного русского не видел… Русские все работяги простые, а казахи все – начальники и приближенные… Тьфу!...
Больше населенных пунктов до границы (КПП «Жана Жол») практически не будет… Дорога на твердую четверку, решаем не ночевать в Казахстане, а постараться пройти границу сегодня, а там – как получится…
И происходит событие, которое в «штурманской тетради» сыном было отражено следующими скупыми строчками: «17.21. На спидометре – 10 167 км. На трассе Мамлютка – граница сбита птица (предположительно, сорока). СКОРБИМ.» М-да, это, действительно, был случай!.... Едем не быстро и не медленно, со скоростью где-то километров 130-140 в час, поперек дороги, несколько наискосок, перелетает стая птиц (штук 10), их ветром относит в сторону, они летят по ходу нашего движения и наискось, низко, и вдруг одну из птиц кидает на наше лобовое стекло! Звук от удара страшенный! Все, думаю, хана лобовому! Успеваю испугаться, что лобовое на Шевроле в Казахстане вряд ли в каждом селе найти можно, кидаю взгляд на стекло, и, о чудо – там никаких следов столкновения! Так что все нормалек, едем дальше! Птицу, правда, жалко…
В 18.03 по Москве перед границей заправляемся на казахской заправке (что будет завтра, неизвестно, бензин в Казахстане чуть дешевле, чем России, да и тенге остались, а посему – полный бак! Кстати, бензин действительно неплохой) – 26 литров.
В 18.30 после подъезда к шлагбауму, обмена денег начинается процедура обратного въезда в Россию. На этот раз все быстро. Заполняю декларацию, отдаю миграцинные карточки, обязательство обратного вывоза автомобиля, нас опять куда-то впечатываю, вносят в какие-то базы данных и выпускают на нейтралку… все это заняло час… Мы на нейтралке, смеркается…
Вперед, теперь уж быстро, российская таможня работает споро.. Вот и пограничный столб! 19.30 по Москве, а по-местному – пол-десятого вечера..
Ага, не тут-то было!…. Теперь нас держат на нейтралке перед российским КПП «Петухово». Сумерки закончились, становится темно, а впереди все тот же закрытый шлагбаум и красный огонек светофора.
Ничего не понимаем. Если тогда, когда въезжали в Казахстан, причина задержки была понятно – казахи фуры пропускали, а легковушки задерживали, то теперь непонятно ничего! Фур нет, легковушки стоят…
Наконец пропускают и нас. И причина задержки становится понятна. На российской таможне идет ШМОН! Причем все по-взрослому! Видим выгруженные сумари таких же горемык, как и мы, полуразобранный салон «девятки» (вот кому-то не повезло!)…
«Проезжайте, встаньте здесь, Сумки с собой на досмотр! Вон туда, в то здание!» - «Все сумки???» - «Все!». Чертыхаясь, вытаскиваем все эти сумки, кульки, пакеты…. Рук не хватает… Идем на досмотр… Замечаем, что у окружающих сумок в руках поменьше.. Возвращаюсь… «Зачем вы заставили меня доставать все сумки? Неужели нельзя здесь на месте все досмотреть?» - «Ладно, выгружайте сюда».. Чертыхаясь, тащу сумки обратно, злюсь, со зла выгребаю ВЕСЬ багажник, сваливаю все в кучу около машины… Нате, подавитесь, смотрите все… тоже мне террориста-наркодилера нашли!... как оказалось, сделал хуже только себе… Налетает куча, просто орава толстых курганских комаров, величиной с кулак (и как я только забыл про этих местных убийц!), тут еще досмотрщик говорит открыть все окна в машине… открываю… естественно, в машину тут же набивается туча комаров… пытаюсь отмахиваться, толку нет никакого! Еще раз повторюсь, поскольку это очень яркое впечатление, курганские комары – это нечто! Я как привык – ну, комар, подумаешь, дернул рукой, телом. Дунул, он и улетел.. А тут! Они прикипали к телу намертво, сыну вцепились в кожу черепа, забравшись под волосы, движения тела им были по барабану, для того, чтобы убрать комара, надо было его СМЕСТИ с тела, других вариантов не было… а их не один десяток возле тебя вьются! В общем кошмар!...
Досмотрщик, ничего не посмотрев, сказал вещи укладывать в машину. Не тут-то было! Вещи никак не хотели укладываться, их стало в полтора раза больше!...
Ладно, покидал все абы как в багажник, пошли на паспортный контроль… Крайне медленно и бестолково нас оформили.. все… выпустили… 22.00 по Москве…Уффф!
Слава богу, тут же, на границе, оказалась гостиница. Душа правда нет, зато есть стоянка – под окнами 50 руб., на закрытой охраняемой складской территории – 100 руб. Выбираем складскую, надо отоспаться, сегодня пройдено немало и по расстоянию и по нервному напряжению…Заваливаемся спать, перекусив… В этот день мы толком и не ели…
За день пройдено почти 800 км за 14 часов. Это очень хорошо (с учетом того, что на прохождение границы потрачено 3 с половиной часа).
Качество дороги – уже писал выше (см. пятый-шестой день).