День пятый.
Дата: 18.08.2008 г.
С утра маленький прикол: просыпаюсь от того, что на улице очень светло, гляжу в окошко – солнце встало. Черт, неужели проспали? И ведь будильник-то заводили! Глядь на часы – 04.50! А светло, как у нас часов в 7 утра! Прикольно. Можно еще часик-полтора поспать. Пока спали, погода портится. Выносим вещи, освобождаем номер, сдаем ключи (ибо не уверены, может, поселимся на Соловках на неделю) и отправляемся на посадку. Отчаливаем. Холодно, солнца нет, но, слава богу, и дождя нет. Куча чаек. Фотографируем и фотографируемся.
Примерно через 2-2,5 часа прибываем на Соловки, на так называемый Тамарин причал. На удивление, Соловецкий архипелаг – это не настолько уединенное место, как, например, Валаам. Здесь есть поселок в 800 жителей, больница. Аптека, магазины, пункты проката велосипедов и мопедов (скутеров, мокиков, мотиков, дырчиков, минимотороллеров, называйте, как хотите), Интернет-центр, аэропорт (самолеты Ан-24 и Як-40 вроде как из Архангельска и даже из Москвы), куча гостиниц, кафешка и для желающих – палаточный городок. В общем, все достаточно прилично и цивилизованно. Вот только дорог у них нет, просто укатанная почва вперемешку с валунами.
Рассказывать много не буду, ибо каждому надо это посмотреть самому. Пару слов. Монастырь – пример северного сурового аскетизма, насколько же разительно он отличается от византийско-помпезногого стиля монастыря в Новом Афоне в Абхазии! Небо и земля, хотя, казалось бы, ветвь христианства одна и та же – ортодоксальная православная.
Надпись на табличке на фотке ниже (пишу, ибо на фотке ее за счет сжатия файла видно не будет): «Дорогие гости и паломники монастыря! Колокольный звон совершается только в положенное Уставом время и только теми, кому совершение звона доверено Священноначалием монастыря. Не имеющим благословения ударять колокола не разрешается. Просим Вас соблюдать Устав монастыря и благочиние в Обители». Класс!.. Очень своеместная табличка, ибо я поймал себя на том, что рука сама тянется вдарить в колокол! Вот ей-богу! Но, хвала Всевышнему, вовремя прочел табличку, это меня уберегло от небогоугодного дела. Представляю, как задолбали местных иноков все эти праздношатающиеся миряне, вроде нас, так и наровящие побренчать в колокола! И наверняка бренчали, пока монахи не нашли столь отрезвляющие и умиротворяющие слова…
Внутри Спасо-Преображенского собора.
Трапезная.
Вид из окна (идет реконструкция).
Спасо-Преображенский собор снаружи.
Вид на бухту Благополучия от Святых Ворот.
Прядильная башня монастыря.
Фоток, конечно много, но все публиковать возможности нет.
Выходим из монастыря и покупаемся на рекламу типа «:Джиппинг по Соловкам. Вы – за рулем!». Ниже, маленькими буквами: «800 руб/час». Естественно, я покупаюсь. Еще бы, порассекать на «крузаке» по Соловкам! Кроме того, время ограниченно (по приезду на остров мы решили не искать гостиницу и не останавливаться здесь на ночь, ибо холодновато нам показалось что-то…), а посмотреть надо много… На поверку, джипом оказывается обыкновенный УАЗик, правда с 3-литровым движком и «военными» мостами. Сразу скажу, поездив по Соловкам, я был безумно рад, что это был УАЗ, а не какой-нибудь «мерс», «хаммер» и прочие «паркетники». Не знаю, возможно, какой-нибудь навороченный Discovery и прошел бы по дорогам Соловков, но долго бы он по ним ездил – вопрос, ибо, как я уже сказал, дорог тут нет, хотя на карте они и существуют! Скорость езды на «джипе» в связи с качеством «дорог» составила примерно 5-7-8 км/час.
Решили съездить на самую высокую точку острова – Гору Секирную.
По дороге сфоткали «качественные» соловецкие мухоморы.
Надпись перед Секирной Горой, опять же достойная того, чтобы опубликовать ее полностью: «На Чудову Гору вход женскому полу воспрещен по тому случаю, когда преподобные Савватий и Гермоген жили на сем месте, рыболовы, проживая летом с женами под горою, оскорбляли Преподобных, чтобы изгнать их из Острова. Перст Божий явил чудо. Ангелы в виде 2 светозарных юношей изгнали рыболова жену прутьями из Горы. На крик ее пришел Преподобный Савватий, коему жена сказала, что Ангелы, изгоняя ее, говорили, что Остров назначен Богом для Иноков, что чудо заставило рыболовов оставить остров и благоговеть к Преподобным. А женский пол не бывает на этой горе по таинственному страху. А.А. 1857.». Мысль № 1: все зло от женщин. Мысль № 2: оскорбляли преподобных рыболовы вместе с женами, а доступ на гору в результате запретили только женскому полу. Мысль № 3: смысл запрещать женскому полу вход на гору, если они и так не бывают на ней из-за таинственного страха?
Краткая историческая справка: основатели монастыря в XV веке Савватий и Гермоген сначала высадились и жили в области Савватьевского скита, молиться ходили на Секирную гору, а уж потом основали непосредственно Соловецкий монастырь. Так что люди они были достаточно заслуженные, основатели монастыря как-никак! А тут эти рыболовно-рыболовецкие жены со своими оскорблениями…
План Секиро-Вознесенского скита на Горе Секирной.
Валунная банька, та, что на схеме под цифрой 3.
Деревянные кельи 1862 года постройки, за ними – церковь Вознесения Господня того же года. Пара интересностей: выше купола церкви и ниже креста – стеклянная камера для маяка (маяк до сих пор работает и, что самое интересное, линзой для маяка является та сама французского производства линза из горного хрусталя, которую поставили в 19 веке), впервые вижу, чтобы сооружения культового характера несли еще и обыденную, социально-значимую нагрузку. Кстати, на этой же фотке слева внизу возле здания видны солнечные батареи, установленные в этом году для электропитания лампа маяка (лампы, естественно, не керосиновая).
Вид на церковь Вознесения Господня с другой стороны. Нас в виде исключения пускают внутрь - с нами девочка-проводница-гид-экскурсовод, местная, 20-22 лет, студентка одного из Ленинградских ВУЗов, дочь смотрителя как раз этого маяка, и на требование местного инока (церковь заперта изнутри) показать бумажку-пропуск-разрешение-благословение от местного батюшки что-то ему там говорит, а мы заходим на секунду внутрь. Фотографировать, естественно, не решаемся. Внутри церковка напоминает ту домашне-уютную церковь, в которой мы были в селе Лыхны (древняя столица Абхазского царства в средние века) недалеко от Гудауты в Абхазии. Та церковка в Лыхнах, хоть имеет остатки древнегреческих росписей ориентировочно VII-VIII вв. н.э., но такая интересная – половички домотканые, простые крашеные деревянные полы и т.д.! Вот и от этой такое же ощущение тепла и неофициоза…
Вид со смотровой площадки (номер 6 на схеме) перед церковью Вознесения Господня. Озеро Долгое, за ним левее – Савватьевский скит, а еще дальше, почти на горизонте – Белое море. На фотке не видно всей красоты, но в реале все намного круче!
Спускаемся по лестнице (обозначена на схеме номером 5) по лестнице. Про лестницу говорят, что в ней более 250 ступенек, и грешникам поднявшимся по ней, отпустятся 250 грехов, по числу ступеней. К сожалению, мы по ней спускаемся, а не поднимаемся, так что…
Огибая озеро, едем к Савватьевскому скиту.
Савватьевский скит. Поклонный Крест, Церковь Иконы Смоленской Божьей Матери (что интересно, практически идентичное архитектурное решение имеет церковь Иконы Казанской Божьей Матери в Алапаевском районе Свердловской области (начало XIX века), хотя расстояние между ними приличное), каменный келейный корпус (здесь в Великую Отечественную войну размещалась школа юнг Северного флота. Помните фильм «Юнга Северного Флота»?).
Валунная баня при ските. Монахи, надо сказать, были достаточно чистоплотны, при каждом ските обязательно есть бани.
На обратной дороге на секунду останавливаемся только у озера Красного (Красивого, а не красного из-за цвета воды), фоткаемся, и вперед, поскольку рискуем не успеть на обратный теплоход. В связи со спешкой не посещаем, к сожалению, местный ботанический сад, а посетить его, по словам нашей проводницы, стоит.
Успеваем на пристань. Посадка уже идет. Обратный билет оказывается дешевле – 500 руб/чел. Отплываем, разворачиваемся, и тут, чуть ли не впервые за все время нашего пребывания на Соловках, из-за туч выходит солнце и освещает как раз главную усадьбу монастыря. Перст Божий?...
Народ наперебой фотографирует и кормит вездесущих чаек. Вспоминаю о необходимости где-то переночевать, звоню в гостиницу «Причал» с просьбой забронировать на сегодня наш номер, который мы сегодня утром сдали. Обещают забронировать…
И опять Перст Божий над каким-то маленьким безымянным островом недалеко от Большого Соловецкого острова.
Интересно вообще-то… Отплыли… Вокруг море… И вдруг ни с того ни сего посреди моря – остров, а на острове том – церквушка…
Вот такое оно – Белое море…
Все, подплываем к Рабочеостровску. Высадились на берег – и бегом в гостиницу, брать свой номер, на дворе-то 8 вечера, ночевать где-то надо… Номер наш, слава богу, пустой. Заселяемся, и переполненные впечатлениями, часов в 12 ночи отходим ко сну. Завтра уезжать…
P.S. Ремарка к дню пятому. Я намеренно не коснулся той части истории Соловков, которая связана со СЛОНом (Соловецкий Лагерь Особого Назначения) и СТОНом (Соловецкая Тюрьма Особого Назначения). Этим здесь пропитано все. Есть музейные экспозиции, есть памятные стенды на месте расстрельных ям, есть память… И это часть нашей истории. От комментариев воздержусь…
P.P.S. И еще одна маленькая ремарка. Разговор с нашей проводницей. Идет обсуждение главной усадьбы Соловецкого монастыря, который мы только что осмотрели.
- Такой у вас монастырь аскетичный. Аскетичнее того, который мы видели на Валааме, хотя вот какая непонятность. Ходили по Главной усадьбе монастыря на Валааме, во дворе стоит «Toyota Land Cruiser», оказывается, это местного батюшки джипик. Удивлены были, зачем он там, если дорога-то по Валааму одна всего, протяженностью 10-11 километров. Это ж надо с материка на остров привезти машину, чтобы на клочке суши раз в год поездить! Зачем такие траты??? И вообще, получается, святость святостью, а ездить хочется не на УАЗике? Ходим по вашему монастырю, и опять джипик во внутреннем дворе стоит, «Nissan Pathfinder», что, и ваш батюшка такой же?.
- «Nissan»? Нет, это не батюшкин, это, наверное, кого-то из прихожан. Батюшка на «Lexus’е» ездит…
И опять, no comments…