День семнадцатый.
Дата: 21.09.2010 г.
Время выезда из гостиницы: 10.00
Показания спидометра: 59440 км.
Утром, позавтракав, спешим на паром. Нам надо в Килитбахир, на другой берег Дарданелл. Оказывается, волновались мы зря. Паром ходит каждые 30 минут, очень четко. Платим 18 TL за перевоз автомобиля (паром пассажиров без автомобиля не берет, если же перевозишь автомобиль, то водитель и все пассажиры бесплатно). Поднимается кормовая аппарель, и мы отходим от берега.
Бросаем вгляд на набережную, где мы вчера сидели, болтая ножками.
Плывем. Вот так вот выглядит выход из пролива Дарданеллы в Эгейское море в свете уже утреннего солнца.
Европейский берег Турции приближается.
Навстречу плывет брат-близнец нашего автопарома, перевозящий машинки из Европы в Азию.
На европейском берегу на склоне горы видим то, что вечером из Чаннакале было видно как ярко светящаяся полоска с какой-то надписью. Теперь понятно, что это одна из мемориальных композиций, коих в здешних местах множество, посвященная погибшим в I мировую войну (конкретнее, в апреле 1915 года сюда, на Галлиполийский полуостров высадился австралийско-новозеландский десант, и как всегда бывает при высадке десанта, погибших и с той и с другой стороны было очень много).
В Килитбахире, как и в каждом уважающем себя городе, есть своя крепость, называющаяся просто и незатейливо – Килитбахир Калеси (Килитбахирская Крепость, в переводе с турецкого). Но мы осматривать ее не будем, нет времени.
Наш паром подходит к берегу, опускается носовая аппарель и…
… мы на берегу. Европа! Превращение из диких азиатов в просвещенных европейцев произошло четко, быстро (сам переезд-переплыв занял всего 12 минут!) и на удивление приятно.
Выезжаем с парома на набережную, констатируем, что тут тоже есть жизнь – идет толпа непонятно кого, но по их веселому галдежу понимаем, что тут, в Европе, не страшно.
Едем на север. Не успеваем отъехать от Дарданелл, которые были справа от нас, как слева открывается чистейшее Эгейское море.
Эгейское море слева тянется довольно-таки долго и заканчивается вот так не совсем красиво. Называется это место Саросский залив. И вода в нем уже не та бирюзово-голубая, и камыши появляются, да и вообще… Ну прямо Азовское море какое-то с его лиманами…
Дорога начинает подниматься немного вверх, и природа за окном разительно меняется, очень начинает напоминать болгарскую (я, правда, в Болгарии никогда не был, но именно так себе ее и представляю).
В полдень достигаем города Кешан, где видя вот этот дорожный указатель, решаем, а не повернуть ли нам налево, где через каких-то 40 с небольшим километров Греция. А что, были у иранской границы, но в Иран не попали (виза стоит 200 $ US на человека и ждать ее месяц), на сирийской, тоже не попали (там вообще непонятки с переходом границы российскими граждани, то виза приобретается на границе, то нет, в общем, заморочки), теперь вот у греческой… Но вспоминаем, что Греция в Шенгене, а Шенгенской визы у нас нетути. Поэтому смиренно сворачиваем направо, на Малкару, Текирдаг, Стамбул.
Через час показывается Текирдаг, где мы видим Мраморное море, которое, не скрою, нас разочаровывает. Ну чисто Черное море в худшем его исполнении. Правда, виной тому, возможно, явилось нелучшее освещение, было пасмурно и неприятно.
Фотки. Добавить нечего, только то, что на протяжении всего побережья (там, где мы ехали) мы не видели ни купающихся, ни мест, оборудованных для купания, ни хотя бы какого-то подобия пляжей.
В 14.30 обедаем (33 TL), к трем часам подъезжаем к Стамбул по автостраде, и вот тут начинаются проблемы. Бензин почти на нуле, мы едем с приличной скоростью по автостраде, уже начинаются пригороды Стамбула, уже его районы, а заправок нет! Остановиться из-за отсутствия бензина посреди автострады, по которой несутся в три ряда машины со скоростью 130-140 км/час – удовольствие ниже среднего. Наконец по iGo нахожу какой-то съезд к заправке, съезжаю вниз, в город (автострада чуть приподнята), долго и бестолково кружу по улицам и наконец, о счастье, заправляюсь (53,8 л по 3,66 TL). Заправившись, чувствую себя намного лучше и продолжаю путь по Стамбулу к выбранному заранее в районе Султанахмет (это чтобы поближе быть к историческим ценностям) отельчику. Оказалось, что проблемы только начинаются.
Я, привыкший в Турции водить машину одной рукой при скорости 150-180 км/час, болтая при этом с домочадцами, разбалованный пустынностью турецких дорог, сначала вцепляюсь в руль двумя руками, потом начинаю потеть, потом прошу замолчать абсолютно всех, кроме дочери, которая сейчас выполняет роль штурмана (ведет меня по навигатору к отелю), потом начинаю потихоньку паниковать, поскольку оказываюсь зажатым в крайне плотном потоке машин, которому присоединяются городские автобусы, скорость движения падает, в то же время интенсивность движения нарастает в геометрической прогрессии, а до цели нашей – намеченного отеля, – ох, как далеко!...
На наших глазах перевозчик пиццы, объезжая машины и автобусы, проскакивает перед нашим капотом в 20 см из крайнего левого ряда через три ряда в крайний правый, объезжает автобус справа и трах, оказывается сбитым таким же развозчиком пиццы, стремительно несущимся по правой обочине, которая шириной-то сантиметров 20-25!… Оба поднимаются, отряхиваются, осматривают свои мотороллеры, перебрасываются парой слов и разъезжаются… Полицейский мотоцикл с ужасающим ревом и включенной сиреной проносится мимо, чуть-чуть не цепляя боковое зеркало… Машины идут с интервалом сантиметров 30-50 (причем со всех четырех сторон) между ними, ей-богу, не вру! Как только освобождается впереди пространство, куда может поместиться треть автомобиля, туда сразу же устремляется минимум две машины, непрерывно сигналя друг другу… Дело усугубляется тем, что на подъемах, которых в Стамбуле достаточно, этот интервал сохраняется! И что самое ужасное, все машины гудят, гудят по поводу и без повода… И все это сливается в ужасную какофонию звуков… Не знаю, возможно, в Стамбуле смогли бы ездить москвичи, но, честно говоря, сомневаюсь (я ездил по московским пробкам, поэтому немного знаю их тип), ибо здесь тип пробок и тип движения совсем другой (газ в пол, через секунду в пол тормоз, через 10 секунд газ в пол, через 2 секунды тормоз в пол, и так бесконечно, крайне рваный и напряжный тип движения), правил не соблюдает никто (за исключением, правда, красного света светофора, тут врать не буду)…
Короче, описывать ужасы автомобильного движения в Стамбуле можно бесконечно, все оказалось точь-в-точь, как предупреждал Lonely Planet, говоря, что, мол, лучше поставить машину на стоянке где-то за Стамбулом, а в сам город ездить на общественном транспорте, поэтому скажу одно: никогда, НИКОГДА не суйтесь в Стамбул на своем авто без ЖИЗНЕННОЙ необходимости!
Итак, вспотевший и обалдевший, не обращая внимания на то, что улицы все больше сужаются, автострада давно закончилась, а интенсивность движения нарастает, попадая в пробку минут на 10-15 через каждые 50 метров, я все-таки двигаюсь к намеченной цели. Останавливаюсь только тогда, когда проезда вперед уже нет. Я оказываюсь на узкой улочке, запруженной товарами, какими-то ящиками, вносимыми и выносимыми из близлежащих магазинов, и понимаю, что до гостиницы я не доеду. Дойти, да, дойду, а вот доехать – нет, ибо здесь, в этом районе, по определению все гостиницы рассчитаны на достижение их пешим ходом.
Кое-как кружным путем спускаюсь поближе к Мраморному морю на относительно тихую улочку, где, отдышавшись, задаю навигатору маршрут к ближайшей крупной развязке, лишь бы выбраться отсюда. Кое-как выбираемся. Посылаю на пешие поиски гостиницы домачадцев, селимся в первую попавшуюся гостиницу «Hotel Zakkum» с общим душем и туалетом, без завтрака, совершеннейший не фонтан, зато за 80 TL на четверых (что для Стамбула не просто дешево, а крайне дешево) и падаем замертво… По Стамбулу от автозаправки до гостиницы (составило это 20 км) я ехал 3 часа! За 3 часа я проехал всего 20 км!
Очухавшись, пытаемся по навигатору определиться, где же мы, оказывается , что мы поселились в районе Аксарай в квартале от пересечения Ataturk Bulvari и Ordu Caddesi, аккурат рядом с конечной станцией стамбульского метро.
Выходим, ужинаем за 26 +2 TL и идем домой. Ложимся спать, выспаться не удается. Живем на 2 этаже, движение на улице стихает только часам к 4 утра и к непрерыному гудению и бибиканию машин присоединяется муэдзин (а как же без него-то?), уличные зазывалы (под нами расположена кебабная) и беспрестанное срабатывание сигнализации моего автомобиля (а что вы хотите, если постоянно срабатывает датчик удара из-за того, что проезжающие машины проезжают в 10-15 см от моей!)… Это была самая худшая наша ночь за все время путешествия…
За день пройдено 355 км за 8,5 часов.