День пятый.
Дата: 13.07.2007 г.
Время выезда из мотеля: 06.50
Показания спидометра: 8395 км.
С утра заправляемся на Лукойле на объездной Кургана «под завязку», неизвестно, что там, за границей, может, кроме дизельного топлива и бензина для зажигалок нет ничего… Помещается 20 л. Все, двинулись…
Переезжаем Тобол, говорю сыну насчет того, что, мол, Тобол и в Кустанае течет, типа, из Казахстана, а впадает (через всякие там Оби) в Северный Ледовитый океан, типа, представляешь себе, каковы пространства нашей бывшей Родины... Сын не впечатляется.
Тянутся степи, какие-то озерца типа больших луж.
Кусочек типично русской природы, наверное, последний, перед необозримыми степями Центральной Азии.
В 10.00 прибываем на границу, в МПП «Петухово» (на спидометре – 8607 км). На самом деле до Петухово отсюда километров 20, а пункт пограничного контроля стоит прямо в степи.
Подъезжаем, проезжаем через ворота, нам вручается листик бумаги с данными на машину, далее – здание, где за 10 рублей нас вносят в какую-то базу данных, бегло осматривают багажник, стандартные вопросы «Оружие, наркотики есть?», мужественно преодолеваем закономерное искушение ответить «А как же, есть, конечно!», пограничный контроль, придирчивый взгляд на фотографию в паспорте и оригинал, вопрос сыну «А с кем ты едешь?», хотя я стою рядом, ответ сына «Да вот же, с папой, вот он!», поднятый шлагбаум и вот мы на нейтральной полосе!...
Прохождение российской части границы заняло 30-40 минут и отняло 10 рублей. По нейтральной полосе, обгоняя медленно ползущие фуры, движемся в казахской части границы. Надо скорее сфотографироваться на нейтральной полосе, а то и не успеем себя запечатлеть в безвременьи, так сказать, и безграничьи… ибо впереди надпись «Казакстан Республикасы»…
Ага, щаззз-сс… Если российскую границу мы прошли за полчаса, то перед въездом на казахский участок (КПП «Жана Жол») мы стояли 3 часа… Куча казахских и киргизских 2-этажных фур с подержанными иномарками, исключительно Мерсы 92-94 гг. выпуска, Ауди 80-100 и Фольксвагены Пассаты 94-98 гг. выпуска… Начинаем понимать, куда теперь немцы свою подержанную рухлядь сплавляют… Фуры проходят, а легковушки – никак! Мы уже и ели, выпили всю воду, «перегоны» (т.е. перегоняющие на перепродажу водители) на подержанных иномарках (см. Мерсы и Пассаты на фото сверху слева от дороги в грязи) уже вытащили из грязи свои машины, успели загореть и подремать... Началась жара, хочется нормально поесть…
Начинаются подозрения, что казахи хотят «бакшиш» (взятка по-нашему)… Вспоминаются слова незабвенного Верещагина из «Белого солнца пустыни»: «Ты же знаешь, Абдулла, я мзду не беру. Мне за державу обидно!»… М-да… Здесь, вроде бы, от мзды казахи, похоже, не отказались бы…. Скапливается штук 20 легковых машин, исключительно с российскими номерами… Коллективно (но между собой) возмущаемся, советуемся и решаем, что мзды ни в каком виде давать не будем…
Наконец-то нас пропускают за шлагбаум, оформляют паспорта слева в зеленой будочке (вносят в базу данных, фотографируют, да так скрытно, что мы не замечаем, выдают миграционную карту). Далее - оформление автомобиля, таможенной декларации и досмотр. Стою в очереди, оформляющий документы майор то уходит, то приходит. Жара, мухи.. хочется есть… Настроение падает… Наконец, все готово. «Наркотики, оружие есть?», так и подмывает ответить уже иначе: «Ага, 5 тонн, да еще и гаубица в багажнике!.. Надоели со своими дурацкими вопросами!...», но отвечаю стандартно, что, мол, нет, в ответ, ничего не досматривая, машут рукой, проезжай, мол…
Выезжаем за шлагбаум (время по Москве – 16.00, на спидометре – 8609 км), и вот мы за границей!... Сразу же в кафешку, менять рубли на тенге, чтобы поесть, поесть, поесть…. Меняю… Курс 1 руб. = 4,7 тенге. На руки получаю кучу денег, ощущаю себя Крезом или, на худой конец, простым российским миллионером… Деньги казахские такие прикольные, все разрисованные, аж в глазах рябит…
Едим тут же в кафешке.. Меню русское… Стоимость – процентов на 30 ниже, чем то же самое стоило бы в России.. Окрыленные невиданной дешивизной, идем оформлять казахскую страховку ОСАГО…Опять будочка, русские женщины… «Ну как тут у вас, за границей?» - «Да нормально». Понятно, что разговоры подобного типа их уже достали… «Страховку казахскую оформить можно?» - «Можно.» - «А сколько на месяц?» - «Семьсот. А чем платить будете, рублями или тенге?» - «А чем можно?» - «А чем хотите.» - «Рублями буду платить. Оформляйте». Оформляют. Болтаем. Оформили. Расписываюсь. Отдают бумагу. Ухожу. Отошел метров 20 от вагончика, из задней двери будочки продавщица этой страховки выходит и спокойно так спрашивает: «А что, мужчина, деньги давать не будем?» Понимаю, что взял страховку, не заплатив ничего. Смеемся оба. Отдаю тысячу рублей, получаю сдачи 300 руб. Ухожу, решил еще поменять рублей на тенге. В обменный пункт влетает продавщица ОСАГО и словами «я с вас лишнее взяла, надо было не 700 руб., а 700 тенге» отдает еще чего-то там, в качестве благодарности сую ей 50 руб…
Настроение повышается…
Сытые, прошедшие границу без того, чтобы распотрошили автомобиль на предмет наркотиков и всяких там «Стингеров», окрыленные честностью местных жителей, заводимся и едем… А чего не ехать? Паспорта в порядке, ОСАГО оформили, миграционная карточка есть, бензина в баке полно… Что еще надо для счастья?...
По указателям (проблем нет) доезжаем до Петропавловска, мост через реку Ишим, опять к сыну «а Ишим в конечном итоге впадает в Северный Ледовитый океан», опять отсутствие реакции, выезд из Петропавловска…
Опаньки, гаишники местные, «Жол Полициясы»… тормозят… «Пройдите на пост». А чего не пойти, прохожу. «Откуда?» - «Из Краснодара» - «Куда?» - «В Караганду» - «Счастливого пути». Вау, у нас и за границей проблем нет!..
Выезжаем из Петропавловска, поворот налево, мимо мусульманского кладбища (сфотографировали на обратной дороге) едем на юг.
Опять степи.
Пост дорожной полиции.
Лошадка в степи.
Опять какое-то озерцо, как в Курганской области России.
Подъезжаем к Кокчетаву (Кокшетау по-казахски).
Понимаем, что, в общем-то вечереет, надо бы искать место для ночлега.
Заправляемся (20 л 93-го – 1500 тенге). В Казахстане градации бензина другие, не такие как у нас, в России. У нас 76, 92, 95 и 98-й. А там 80, 93, 96. Я заправил какой-то 93-й Plus на заправке Helios (раньше смотрел в Интернете, советовали заправляться на Гелиос или Есиль).
В Кокчетаве сворачиваем налево, на дорогу, ведущую в аэропорт и далее в Боровое, Макинск, Астану, т.е. не по указателям (ежели ехать по указателям, то попадешь в Астану через Есиль, а эта дорога, сказали, ужасная). Находим мотель, «Оазис» называется, так же, как и мотель на объездной Саратова, в котором мы ночевали 3 дня назад, понимаем, что это судьба… Все, становимся на ночлег… 20.30 по Москве.
Пока хожу посмотреть номер и оценить, останавливаться ли в мотеле, сын отмечает пальцем на заднем стекле нашей машинки достоверность протяженности пробега...
Поужинали в кафешке при мотеле (отметили приезд за границу), еда опять дешевле, чем России..
Стоимость номера (живем на 2-м этаже вдвоем в комнате на четверых, достаточно просторно, номер после ремонта, туалет в коридоре, один на этаж, в приличном состоянии, душа нет, мыться-бриться над раковиной в туалете) со стоянкой (машина под окном номера)– 1600 тенге.
За день пройдено примерно 400 км за 13 с половиной часов. «примерно» - потому что в этот день мы, перегруженные впечатлениями, показания спидометра не записали, восстанавливаю по памяти.
Качество дороги – от четыре-четыре с минусом. В Казахстане не хуже, чем в России.
Документы, необходимые для пересечения границы: общегражданский (наш обычный российский) паспорт, мой и сына, техпаспорт на транспортное средство (если ты собственник автомобиля). Все! Необходимо: заполнение декларации на российской стороне, заполнение декларации на казахской стороне (только на меня как водителя машины), копия техпаспорта на машину (копия сделана на казахской стороне за 40 тенге, взяли 10 русских рублей), предъявление техпаспорта на машину. На казахской стороне выдали обязательство обратного ввоза транспортного средства (сохранять обязательно, требуют и забирают обратно при обратном выезде в Россию), миграционные карточки (регистрировать в Казахстане в местном отделе ОВД в 5-дневный срок), страховку ОСАГО (проверяют гаишники).