День шестой.
Дата: 14.07.2007 г.
Время выезда из мотеля: 04.50 (по Москве!)
Показания спидометра: ≈8800 км.
Проснулись ни свет ни заря, умылись, побрились, позавтракали, выезжаем.
Утро чистое, настроение боевое – сегодня будем в промежуточной конечной точке путешествия – Караганде (ежели, конечно, ничего не случится!).
Проезжаем Кокчетав (он остается справа), дорога – так себе, на троечку-троечку с плюсом. На горизонте постепенно показывается и растет в размерах какая-то белая фигня. Интересно: облака вверху, а эта фигня лежит на земле, как пуховое одеяло. Интересно!
Подъезжаем (это уже окрестности Борового, Бурабай по-казахски) и понимаем, что это, оказывается, облако лежит на горах.
Останавливаемся. Здорово! Никогда такого не видел. Конечно, облака, «зацепившиеся» за горы – это нередкое явление, видел неоднократно у себя на Кавказских горах, да и на Урале, но тут никак не ожидал. Дело, видимо, в эксклюзивности местонахождения Борового. Боровое называют «жемчужиной» Казахстана, оно и понятно: посреди степей вдруг ни с того ни с сего горы (достаточно высокие, не Памир, конечно, но все же) и между ними чистейшие озера. Видимо, за день вода из озер испаряется, за ночь охлаждается и конденсируется в виде облаков и «сидит» на горах. Красиво!
Жаль, что в Боровое так и не заехал. В начале путешествия такие планы (заехать на пару деньков) были, но потом, в процессе движения как-то на первый план вышло желание побыстрее достичь Караганды и отдохнуть. А жаль!... Ладно, едем дальше. Рай заканчивается.
Степи, частично зеленые, частично желто-коричневые.
Смотреть особо нечего, пейзаж однообразен и интересен для жителя средней полосы России лишь тем, что такой ровной, как стол, плоскости до самого горизонта у нас не увидишь. Просторы бескрайние. Населенные пункты редкие и какие-то убогие. Дорога хорошего качества (не считая, что практически на всем протяжении идет ремонт – рядом строят вторую полосу, вернее, не полосу, а вторую 2-полосную дорогу). Начинает припекать, выручает кондюк (не включался с самого Саратова). Приближаемся к Астане.
Пост ГАИ (дорожной полиции) на въезде в Астану.
Саму Астану посмотреть, опять же, не удалось. В столице Казахстана идет непрерывная стройка. Пыль, грязь, затрудненность проезда. Одновременно ремонтируется объездная дорога Астаны, в городе пробки. Желание осматривать достопримечательности пропало. Вот то, что увидел.
Заправляемся в Астане – 31 л на 2500 тенге (на спидометре – 9170 км) на заправке Гелиос, через 10 км понимаю, что бензин не очень-то… (кстати, это был единственный случай за ВСЮ поездку, когда бензин был низкого качества, сколько ни заправлялся в России и в Казахстане, все было ОК!). Ну да бог с ним, машина едет? Едет! Check Engine не горит? Не горит! Ну и слава богу!...
На выезде из Астаны видим и фотографируем мечеть – признак скороспелой исламизации Казахстана.
Тут же дорогу (а это трасса Астана-Караганда) пересекает табун лошадей, пересекает и скачет куда-то в степь по своим неотложным лошадиным делам. Мы так и не поняли, то ли это лошади дикие, то ли просто невзнузданные, но окультуренные…
Взъезжаем на мост над железной дорогой Астана-Караганда-Балхаш-Алма-Ата. И... ничего интересного более.
Дорогу Астана-Караганда местные называют автобаном. Что могу сказать? Качество покрытия и геометрия отменные, на пятерку, спокойно позволяют держать скорость 140-160 км/час. Жаль только, что двухполосная она, эта дорога. Впрочем, двух полос вполне хватает, трафик ненапряженный.
Иногда по дороге встречаются мелкие сопки, но в основном гладкая степь.
Подъезжаем к Темиртау (город-спутник Караганды).
В свое время здесь был огромный металлургический комбинат. Комбинат-то сохранился, но выкуплен каким-то индусом (как и все шахты Карагандинского угольного бассейна). Картина Темиртау (трубы дымят, смог висит, люди дышат этой гадостью, растут, женятся, рожают детей и пытаются быть счастливыми).
Над дорогой – мост, на боковине надпись золотым по голубому (вообще, я так понял, государственные цвета Казахстана – голубой и желтый, оченно им ндравится……….): «МЫ ВЫБРАЛИ ПРАВИЛЬНЫЙ ПУТЬ» и подпись «Н.А.Назарбаев».
Проезжаю и думаю: «А кто это мы, которые следуют правильным путем? А я лично вхожу в число этих «правильных»? Или правильную дорогу выбрали те, которые едут в южном направлении автомобилем из Темиртау в Караганду? А остальные, которые едут поездом или на машине, но наоборот, из Караганды в Темиртау? А те, которые пересекают Казахстан вообще с запада на восток? Как же с ними? Правильный ли путь выбрали они? Или все не так, и некие «МЫ» просто хвалятся тем, что они сделали правильный выбор и дразнят тех, которые этот выбор не успели сделать в силу наличия совести и отсутствия изворотливости?»…………. Смех смехом, но как-то мне это напомнило лозунги 20-30-летней давности, по типу «Правильной дорогой идете, товарищи!». Тогда, правда, никаких подписей под этими агитками не было…
Кстати, в Казахстане вообще портреты Назарбаева и его высказывания на каждом шагу. Очень много всяких высказываний типа «К 2030 году Казахстан станет мировой державой» или что-то типа этого. М-да… уж….
Едем дальше. Фотка бывшего террикона.
Когда-то Карагандинская область была краем угольных шахт, когда-то типичной картиной окрестностей Караганды были терриконы. Теперь же терриконы «подравняли» (я потом интересовался у местных, но аборигены так и не смогли ответить, зачем) или вообще куда-то убрали. Вообще, из 105 шахт Карагандинского угольного бассейна работающими остались 5 (!!!). Ужас! А как было? В «золотые» 92-97 годы шахты поскупал за бесценок все тот же индус (мне местные называли его имя-отчество, но я не запомнил), который выкупил Темиртаусский металлургический комбинат, рентабельные (а таковых оказались единицы!) оставил работающими, а остальные позаливал водой и забетонировал. Шахтеров – на улицу, семьи с детьми – на вымирание. В 30-е годы в Караганду сотнями тысяч ссылали репрессированных (читал книжку, что для того, чтобы посреди степи создать более-менее приличные условия для жизни погибло более 300 000 спецпоселенцев), в 50-е целину поднимала вся страна, затем стройки, в 60-70-е прорыли канал Иртыш-Караганда (кому интересно, взгляните на карту, чтобы оценить протяженность канала), рос и развивался целый регион, а потом наступило для всех счастье...
Ладно, едем дальше и въезжаем в 12.30 по московскому времени (на спидометре – 9400 км) в Караганду.
Точка, конец этому отрезку нашего путешествия, впереди пара-тройка дней отдыха и обратно, на север, на Урал.
За день пройдено примерно 600 км за 7 с половиной часов.
Качество дороги – отличное от Астаны до Караганды (невзирая на 2-полосность), на четыре-четыре с минусом от Кокчетава до Борового, на четыре-пять с минусом от Борового до Астаны (видно, начальники из Астаны специально обновили дорогу до Борового, чтобы ездить на этот казахстанский курорт на выходные).