День двадцатый.
Дата: 24.09.2010 г.
Время выезда из гостиницы: 09.10
Показания спидометра: 60548 км.
Выезжаем, не завтракая, фоткаем очередную скульптурную композицию возле порта (вот тут дельфины вполне уместны, не то, что в Шанлыурфе!).
Едем. Погодка не очень-то.
По дороге фоткаем судно в Черном море, по-видимому ловящее рыбу.
В 11 утра проезжаем самый длинный за все время нашего путешествия тоннель (длина 3820 метров), после чего погода налаживается. В полдень останавливаемся, переходим по пешеходному переходу на другую сторону дороги и наконец-то завтракаем. Здесь фоткаем дорогу, Черное море и населенный пункт, не знаем какой, ибо все черноморское побережье Турции (по крайней мере от Самсуна до Трабзона) представляет из себя практически непрерывную череду маленьких деревушек и городков, плавно переходящих друг в друга (один раз даже видели, что табличка, обозначающая конец предыдущего населенного пункта, стояла дальше по трассе, чем табличка, обозначающая начало следующего. На этом пространстве протяженностью метров 50-60 стояли два дома, интересно, в каком населенном пункте они стояли юридически?).
Едем.
К 2 часам дня, проехав более 300 км, заправляемся (27,2 л по 3,68 TL) и приезжаем в Трабзон.
Решаем посетить грузинское и российское консульства для выяснения состояния российско-грузинских отношений, а то, может, пока мы путешествовали, Россия с Грузией успели поссориться в очередной раз, и нам, вместо планируемой дороги через Грузию придется плыть в Сочи на пароме (хотя и вариант с паромом не очень-то явен, паром вполне могли отменить из-за реконструкции сочинского порта, нам ведь без Зимней Олимпиады в субтропиках ну совсем никак, а для этого надо реконструировать порт (вспоминается в связи с этим слова Остапа Бендера из «12 стульев», когда он, расписывавая будущую Олимпиаду, правда шахматную, говорил, что в Нью-Васюках построят аэропорт, так вот и в Нью-Сочи порт реконструируют), а то, что паромы ходить не будут, так на это начхать с высокой колокольни, все равно, паром турецкий, экипаж парома тоже турецкий, пострадают, в основном, турки, так что переживать не стоит…). В таком случае придется возвращаться в Стамбул, где неделю ждать болгарскую визу и ехать довой через Болгарию-Румынию-Молдавию-Украину.
По пути фоткаем машинки: грузовичок с надписью «Zabita» (мы и раньше видели спецмашины с мигалками с этой надписью, нас очень заинтересовало, что же это такое, оказалось, что «zabita» - это муниципальная полиция, чем же она отличается от обычной «Polis», мы так и не поняли) и долмуш (маршрутка) со специфической для этого вида транспортных средств надписью «Allah Korusun» («Храни Аллах»).
Грузинское консульство, представляющее собой комнатку в обычном доме, возле дома, конечно же, «Мерседес» с дипномерами.
Вхожу, здороваюсь по-английски, а разговариваем уже по-русски, доброжелательно, но бестолково:
- Мне из Турции надо через территорию Грузии попасть домой, в Россию. Могу я через погранперход «Сарпи» попасть из Турции в Грузию, а потом через переход «Верхний Ларс – Казбеги» в Россию?
- Можете ехать через погранпереход «Вехний Ларс – Казбеги», можете через любой другой, в Армению, в Азербайджан, куда хотите, Грузия – демократическая страна.
- Да мне не надо в Армению, мне в Россию надо.
- Езжайте в Россию.
- А как, через Казбеги или можно через Зугдиди и Абхазию? Мне бы лучше в Сочи и потом в Краснодар попасть через Абхазию, так намного быстрее, чем, если крюк давать через Казбеги.
- Да можно и через Верхний Ларс, а можно и через Абхазию… наверное.
- Хм… А меня грузинские пограничники выпустят в Абхазию через реку Ингури?
- Выпустят… наверное. У вас же будет грузинская виза.
- А абхазы впустят с грузинской визой?
- Впустят… наверное. У России же сейчас хорошие отношения с Абхазией, считай, что Абхазия сейчас практически ваша территория.
- А проблем не будет?
- Не, не будет… наверное. Грузия – демократическая страна.
- Ну хорошо, а если ехать через Казбеги, по Военно-Грузинской дороге, я проеду? Дорога-то там нормальная, проезжая?
- Да нормальная, езжайте… я же говорю, Грузия – демократическая страна.
Ну и на том спасибо. Иду в российское консульство (российское и грузинское консульство расположены в одном квартале). Ну, тут все гораздо серьезнее, все, как положено, сразу узнаю Россию-матушку. Прямо на улицу, без крылечка, без навеса какого-нибудь над входом, просто в стену дома выходит бронированная дверь с глазком. Рядом, правда, звонок с «часами приема российских граждан». Читаю, вижу, что до окончания дневного перерыва еще 2 часа, жму на кнопку переговорного устройства. Естественно, безрезультатно. Ну что делать, решаю ехать через Крестовый Перевал и Казбеги, чтобы уже наверняка. А уж что попаду после прохождения во Владикавказ, к боевикам, которые, конечно же, убьют меня, заберут машину и, перебив номера, продадут ее в Чечню, а семью продадут туда же в рабство… или что, если все-таки, окровавленный, вырвусь из Северной Осетии и доберусь до Нальчика, где меня на базаре взорвут вместе с машиной и семьей (телевизор-то все смотрим!)… что ж, это судьба…
Итак, решение принято. Едем в Грузию через погранпереход «Сарпи» возле Батуми, затем через Кобулети-Кутаиси-Мцхету (хоть древнюю столицу Грузии посмотрим, а как же, все помним, Лермонтова М.Ю.:«… там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагви и Куры, был монастырь. Из-за горы…») на границу по Военно-Грузинской дороге, заодно и Крестовый перевал посмотрим, это там отец Федор из «12 стульев» колбасу украл у Остапа и Кисы, а потом царицу Тамару встретил, заодно, может, и про святую Нино узнаем что-то новое, тем более что родом-то она, чтимая в Грузии как равноапостольная, была из Каппадокии, откуда и пошла в Грузию, чтобы найти плащ Господень, да так там и осталась, проведя христианизацию Грузии…
Затарившись в ближайшем магазинчике восточными сладостями, даем указание навигатору ехать к границе. Навигатор ведет уверенно, мы полностью расслаблены, Трабзон, да и вся Турция уже не пугают, к турецкому типу движения мы адаптированы, бензина в баке полно, сегодня уже будем в мало-мальски говорящей по-русски местности, все класс!
По пути фотографируем стайки школьников, у них тут, в Турции, каждая школа имеет свой вид формы.
Архитектура изменилась полностью, радикально отличается от архитектуры восточной, южной и западной частей страны.
Появляются указатели на Батуми.
Дорога по-прежнему сказка! Возле Хопы полно фур. Ночуют они здесь.
Тут и сям встречаются очень живописные водопадики и водопады.
Расслабленные, мы едем на восток, и тут в 16.30 (на одометре 61 000 км), за полчаса езды до грузинской границы (оставалось 64 км) нас стопорит турецкая полиция. Толком из речи турецкого полицейского можно было понять только четко и ясно выговоренное «speed!». Два поста, один засекает превышение скорости, другой через 300 метров стопорит и штрафует. Вместо разрешенных 90 км/час ехали 123 км/час. Ну что такое 123 км/час для нас, проехавших всю Турцию со стандартной скоростью 150-160 км/час? Ан нет, все по-взрослому, составляется протокол, роспись, все дела. Грустнеем, нам через полчаса границу переходить, где ж это проклятый штраф платить? Возвращаться в Трабзон? Пока туда-сюда, пройдет время, ночевать придется в Трабзоне, а это потеря целого дня. Еще больше грустнеем, когда озвучивается сумма штрафа – 130 TL, то есть практически 2 600 рублей. Вот так прокатились! Но делать нечего, с трудом, но выясняем, что штраф, слава богу можно заплатить прямо на границе, в евро или долларах. Едем дальше с надеждой, что, может, не успеют полицейские передать на пограничный пост сведения о нас.
К 5 вечера мы на границе. В кармане 26 TL, оставили, чтобы, может, чего на границе купить. Не тут-то было. Последний тоннель устроен так, что, вот только он заканчивается, и сразу, через 20 метров, выезжаешь прямо к пограничным стеклянным будочкам.
И вот тут начинается то, что проходит с людьми, попавшим в лапы к цыганкам-гадалкам на улице. Я под их, цыганок, гипноз не попадаю в принципе, но теперь прекрасно понимаю, как это происходит, все как во сне.
Площадка, куча народа, галдящего по-турецки и по-грузински, и тут мы, как явление. Указателей практически нет. К нам подходит мужичок, на ломаном английском предлагает помощь в переходе границы, отказываемся. Пытаюсь сориентироваться, куда же идти, и самое главное, как что делать, выгружать сумки и семью или нет, куда загонять машину на досмотр и т.д. Подходит другой парень, немного говорящий по-русски, широко улыбаясь, предлагает свою помощь в обмене денег, турецкие лиры на грузинские лари. Меняет лиры на лари по курсу 1:1. Что-то с предложенным курсом не так, подозреваю, что лари дешевле, чем лиры, но молчу. Отдаем последнюю турецкую двадцатку, получаем 20 лари (GEL). Разговор продолжается, парень, улыбаясь, уверяет, что все ничтяк, сейчас он нам поможет, забирает паспорта и удаляется к будочкам, где стоит толпа. Через некоторое время возвращается с другим мужиком, говорит проехать 3 метра, уходит, возвращается, говорит, что надо заплатить 100 долларов за транзитную страховку, слышит, что унас Green Card, уходит, возвращается, настоятельно предлагает заплатить за страховку, показываю ему, что в моем паспорте есть отметка о ввозе машины и там же печать о страховке, уходит, возвращается, передвигает нас с машиной еще на 15 метров, уже за пограничные будочки, уходит, возвращается еще раз с тем же мужиком, говорит, что сейчас все будет «no problem», но вот незадача, у нас есть штраф (все-таки полицейские успели передать сведение о нашем нарушении на границу!), его надо заплатить, получает уверение в том, что деньги мы отдадим, уходит, возвращается с нашими паспортами, показывает выездные турецкие печати, получает свои 60 евро на уплату штрафа, говорит о том, что за помощь надо бы заплатить («Сколько?» - «10 евро.» - «10 евро? 10 евро – это 20 турецких лир. Ты сказал, что лиры и лари меняются 1 к 1, так? Вот твоя грузинская двадцатка. ОК?». Парень кисло соглашается, что, мол, ОК, и отчаливает). Тут подбегает тот мужичок, с которым этот парень подходил и начинает, размахивая руками, кричать, что, мол, это именно он, а не тот парень, утрясал все вопросы со страховкой и оплатой штрафа, и он тоже хочет получить свою долю. Получает свои 10 евро и тоже отчаливает, показав, что мол, все, можешь ехать вперед. Проезжаем 5 метров, у нас проверяет еще раз паспорта турецкий пограничник и… все, мы на нейтральной территории длиной 10-15 метров, вот перед нами гордо развевающийся грузинский флаг, под которым стоит, широко расставив ноги и улыбаясь, этакий грузинский Рэмбо, в черной форме, в черных каплевидных очках, с М-16 на груди, ну очень круто все это смотрелось! По-прежнему улыбаясь, по-русски здоровается с нами, узнает, что у нас нет визы, говорит, что «no problem», не забывая добавить, что «Грузия – демократическая страна» и отсылает нас к будочке, где милая девушка, опять же на чистейшем русском языке, сообщает, что проблем для нас, как для граждан России, нет вовсе, транзитная виза на 3 дня – 10 лари, одноразовая туристическая – 50 лари. Решаем брать транзитную, полагаю, что в Грузии надолго, с учетом нашей усталости и желания побыстрее попасть домой, не задержимся. Заплатить за визу можно только в лари. Идем к обменному пункту «Liberty Bank», где долго (это было единственное, но достаточно долгое время ожидания за всю процедуру трансграничного перехода) и неплодотворно ждем, поскольку в обменном пункте нет никого, появляется какой-то начальник этой девушки, разрешает нам перейти в Грузию, поменять валюту на лари, проходим пять метров, меняем доллары на лари в обменнике этого же банка (курс 1$ US = 1,782 GEL), здесь же оплачиваем квитанции за оформление грузинской визы, возвращаемся, отдаем квитанции, визы уже готовы, девушка их вклеивает, печально сообщая, что сегодняшний день уже считается временем нахождения в Грузии и нам надо покинуть ее 26 числа (теперь мы понимаем, почему в Хопе было так много фур, их водители просто экономили целый день транзитной визы, переходя границу поутру), говоря попутно, что через Абхазию нам проехать не удастся, поскольку там нет грузинской пограничной службы и, соответственно, никто нам отметку о выезде не поставит, а грузинский консул в Трабзоне, «что консул, да он ничего не знает», мы получаем паспорта с грузинскими визами (они по типу американских, на всю страницу паспорта), искренне говорит «Добро пожаловать в Грузию» и отсылает нас к стеклянной будочке таможенников, которые вносят данные о нас и о машине в компьютер, тут же, посредством миниатюрной камеры на ножке фотографируют нас, сверяют VIN-номер на машине с тем, что написано в техпаспорте, и посылают дальше, туда, где стоит грузинский полицейский уже без автомата, который, проверяет наши паспорта еще раз и открывает шлагбаум, за которым уже Грузия. Выезжаем за шлагбаум на асфальтированную площадку, заполненную машинами с грузинскими и турецкими номерами. Все!!! Уфф-ф….
Итак, прохождение границы заняло у нас 1 час 20 минут, из них большую часть мы провели, ожидая обмена валюты на лари. Турецкая сторона границы более суматошная, грузинская спокойнее, медленнее и говорливее. Где таможенный осмотр у турок, так и не поняли, поскольку 30 метров турецкой границы прошли, не выходя из машины, и машину никто не смотрел вообще. Где таможенный осмотр у грузин, тоже не поняли, поскольку осматривали там только пеших женщин-грузинок с баулами, прогоняя их (баулы) через сканер типа аэропортовских. Нас и наши вещи не смотрел никто. Платить на границе ни там ни там не надо (кроме, конечно, оплаты за грузинские визы), я по глупости отдал эти 20 TL и 10 евро за посреднические услуги, поддавшись ажиотажу, искусственно созданному этими посредниками, тем более, что один из них был лишним.
19.20. Слева прямо у автомобильной площадки – Черное море с садящимся в него солнцем. Красиво, но нам не до красот. Мы, опечаленные турецким штрафом (не, ну, блин, никак не успокоюсь, 2 600 рублей за какие-то 30 км превышения скорости!) и своим поведением лохов (отдали 20 евро непонятно за что, совершенно спокойно могли бы и сами заплатить это штраф и пройти границу!), проголодавшиеся, начинаем ощущать, что мы все-таки еще не дома. Надписи-то на грузинском! И если в Турции они хоть были сделаны латинским шрифтом, то тут вообще ничего непонятно!
Но делать нечего, сначала надо подкрепиться. По запаху находим кафешку, где, уставшие от однообразия турецкой кухни, наконец-то вкушаем обычную нашу столовскую еду – картошку-пюре с мясом. И такой она нам показалась вкусной. Отдав 14 свежеразмененных GEL (как мы грубо прикинули, получилось, что 1 GEL соответствует примерно 17 рублям), выезжаем и сразу же понимаем, что грузинские дороги – это вам не турецкие. Колдобины, ямы, отсутствие разметки (особенно боковой белой полосы у обочины) напрягает и крайне напоминает российские дороги. От этого (а может, просто от съеденного) на душе становится теплее, и мы, понявшие, что мы все-таки почти на Родине, невзирая на надписи на непонятном языке, увязываемся за каким-то местным джигитом, двигаясь на север, в сторону Батуми.
Через 3 км понимаем, что долго не проедем, и тут нам на въезде в Батуми подворачивается свежепостроенный мотель при заправке За 90 GEL устраиваемся в нем.
За день пройдено 532 км за 11 часов.