День двадцать первый.

Дата: 25.09.2010 г.

Время выезда из гостиницы: 08.35

Показания спидометра: 61080 км.

 

Просыпаемся, включаем Навител Навигатор (iGo8 не пашет, ибо карт Грузии для него нет), въезжаем в Батуми, в по дороге попадаем на строящуюся набережную, и пока я выясняю у местных (разговор ведется без проблем на русском языке; как потом оказалось, абсолютно все грузины говорят по-русски, а старшее поколение, так вообще без акцента почти; проблемно было только с подростками лет до 15, вот они русского языка не знают вообще), где и как можно купить нормального грузинского сухого вина, дети фоткают набережную и все около нее (я так понимаю, что где-то в районе ул. Шериф Химшиашвили).

 

 

 

 

В автосалоне за стеклом стоит отреставрированный "ЗИМ".

 

Потом мы попадаем в магазин «Goodwill», типа нашего «Магнита», затариваемся сухим вином и коньяком (не знаю, хороший ли коньяк, но другого не было). Некоторые цены: коньяк (0,5 л) – 20-40 GEL, чача (0,25 л) – 6,3 GEL, стеклянная бутылка «Боржоми» (0,5 л) – 0,8 GEL, вино сухое (разное, белое, красное, «Саперави», «Цинандали», "Хванчкара", «Киндзмараули», культовая «Алазанская Долина» и пр.) – 10-30 GEL, литровая бутылка «Пепси» - 1,3 GEL, хлеб – 0,6 GEL, чипсы (большая пачка) – 3,5 GEL, полкило варено-копченой колбасы (оказалась съедобной, не то что турецкая!) – 5 GEL.

Выходим. Тут, возле магазина мужичок, давай, говорит, за стоянку. Обалдеть! Он, видимо, слышал, что у нас, в России, возле всяких «Ашанов» и «Метро» есть стоянки, и решил, что возле обычного магазина стоянка тоже должна быть платной. С другой стороны, мужик был в форменной тужурке и руководил процессом заезда-вуезда автомобилей. Черт с ним, отдали 50 тетри (это половинка лари).

Проезжая мимо Батумского порта, сделали пару фоток.

 

 

На выезде из города заправились (45 л 93 бензина по 2 GEL). Тут уже знакомая нам градация бензина: 93-й, 95-й, 98-й. И по улице Царицы Тамары выехали из Батуми.

Дорога при дневном свете оказалась… ну, как бы сказать… Советские дороги помните? Так вот ощущение, что с той поры они не реконструировались (я сказал, «не реконструировались», а не «ремонтировались»!). Тип дороги совершенно советский. Две полосы, одна туда, другая сюда, разметка, правда, в большинстве случаев есть.

Потянулась Аджария с ее буйной растительностью, эвкалиптами и маленькими чайными плантациями.

 

 

 

По пути заехали в Кобулети, проехали к морю. Так выглядит пляж в Кобулети.

 

 

Статуя витязя в тигровой шкуре (вообще-то, Мцыри в шкуре снежного барса) сохранилась, видимо, с 60-х годов прошлого века.

 

Отдыхающих на пляже совсем мало.

 

В таких вот пансионатиках, как мы поняли, живут отдыхающие.

 

Ну и еще раз nostalgie.

 

По выезду из Кобулети вот такая вот скульптурная композиция посреди чистого поля, к чему, зачем, непонятно.

 

Нашли заасфальтированную стоянку фур, стоят два турецких грузовика, рядом пасется стадо коров, что они там, на песчано-галечном пляже едят, непонятно, какие-то цветочки непонятные на пляже, а недалеко, опять же в чистом поле – колесо обозрения.

 

 

 

 

Тихо, спокойно, пустынно и… уныло.

Проехав  дальше, еще раз замечаем это же колесо обозрения.

 

Как оказалось, колесо принадлежит парку развлечений (ну, там аттракционы всякие, горки водные, все дела…), состояние парка этого идеальное, только беда, ни одного человека ни в нем, ни вокруг, ощущение, что в его создание вложили немалые бабки, но посетителей не было, дело это не окупилось, парк до лучших времен законсервировали, и стоит он одиноко посреди поля на солнцепеке, пугая проезжающих своим демонстративным запустением.

Карта Грузии в Навителе оказывается полным дерьмом, поэтому едем в основном по дорожным указателям, которые, слава богу, имеют двойное написание – грузинское и английское. Сворачиваем на Ланчхути-Самтредиа, чтобы срезать дорогу на Кутаиси, тем более, что по дорожным указателям так и получается. Обычная деревенская двухполосная дорога, правда, без ям. Просто типичная советская дорога. По ней исправно ездят полицейские автомобили.

 

Вообще, в абсолютном большинстве случаев села и города Грузии выглядят так же, как выглядели они в 70-е годы, за исключением одного явления: полиция другая. Если по дорогам ездят в основном раздолбанные «шестерки» и «Мерседесы» (кстати, о «Мерседесах». Я в своем отчете о Казахстане назвал его «страной подержанных немецких иномарок». То же самое можно сказать о Грузии, только с уточнением, не «подержанных немецких иномарок», а «мерседесов», ибо «опелей», «фольксвагенов», «бмв» и, тем более «ауди» я здесь практически не видел. Обычные люди ездят на «шестерках» и 24-х «Волгах», те, кто чуть-чуть поднялся, ездят на «Мерседесах» 1992-1996 годов выпуска. Очень редко, только в Тбилиси и окрестностях, есть современные иномарки, но, опять же, в основном «Мерседесы». Ощущение, «Мерседес» - это национальный грузинский автомобиль.), то полиция исключительно на иномарках, причем это может быть любая иномарка (даже «Шкода», как на фотке), но достаточно свежая модель. И еще: если стоит городок или деревня с бросающейся в глаза убогостью, то посреди обязательно будет сверкающее стеклянно-бетонное строение современных форм и дизайна, режущее глаз контрастом с окружающей бедностью, на котором будет четко написано по-английски «POLICE». То есть деньги американские, выделенные на полицейскую реформу в Грузии, разворованы не все, это видно. Только вот жаль, что на остальное денег не хватило. Кроме Тбилиси, все остальное крайне сильно смахивает на Абхазию (кто был, знает, что я имею в виду), поэтому я и не знаю, чего им делить, абхазам и грузинам. Жизнь у всех у них просто 1:1! Только вот проблема, просто изменением названий и даже денежными вливаниями дело не исправить. «Разруха не в клозетах, а в головах», - говорил профессор Преображенский в «Собачьем сердце», и я с ним в этом полностью согласен. Грузия нынче отдельная страна со своей армией, полицией и валютой, а вот менталитет… Как был советским, так и остался… С другой стороны, слава богу, что не российский…

Ладно, хватит отступлений. В третьем часу минуем Кутаиси, и, видя заправку «Лукойл», останавливаемся, поскольку рядом замечаем заведение со ставшим за 3 недели родным словом «Lokanta» на вывеске.

 

 

 

Как оказалось, рядом с заправкой стоянка турецких большегрузов, вот для них-то грузин турецкого происхождения с женой – бывшей украинкой (она из Донецка) Леной организовал кафешку. Заходим и едим кавурму (кавурма – это по-турецки, а на самом деле просто чисто тушеное мясо). Интересно, оказывается, название блюда для его сущности не значит ничего. Мы в Турции ели «шиш кебаб» и «адана кебаб», где мяса было с гулькин нос, а здесь едим кавурму, в которой, кроме мяса, нет ничего.

Подкрепившись, едем дальше.

 

 

Проезжаем деревушку. Грузинские свиньи и поросята точь-в-точь, как в Абхазии, такие же поджарые и быстроногие.

 

Пристроились за турецкими большегрузами.

 

А вот этот пейзаж на подъезде к Гори чем-то напомнил нам пейзаж Центральной Турции.

 

 

Военные казармы.

 

 

За Гори начинается автострада.

 

 

 

В 6 вечера видим указатель на Мцхету, святой город, колыбель Грузии, история которого начинается где-то с 1000-1300 годов до нашей эры,

Сворачиваем, рассчитывая устроиться на ночлег в Мцхете, а все красоты ее посмотреть с утра. Но не тут-то было, во всей Мцхете нет ни одной гостиницы, только сдаваемые внаем  комнаты в квартирах и частных домах, причем хозяева жили тут же. Единственная полноценная гостиница оказалась дорога для нас (300 GEL), поэтому нам пришлось в уже сгустившихся сумерках ехать в Тбилиси, благо, до него километров 15, в поисках места для ночевки. Единственное, что осталось в памяти после посещения Мцхеты, это ощущение, что мы не обрели что-то важное для нас да вот эта фотка, на которой действующий женский монастырь Самтавро (XI в.), в котором похоронен царь Мириан и его жена Нана, первыми принявшие крещение христианской верой от св. Нино в 337 году.

 

 

В ночном Тбилиси сложно найти жилье, но мы прибегли к помощи таксиста (10 GEL) и заселились за 120 GEL в чудненькую гостиницу, недавно открывшуюся не территории автобазы. Перекусили, немного посмотрели телевизор с русским спутниковым каналом и увалились спать с планами назавтра осмотреть Мцхету утром, а во второй половине дня быть на границе (от Тбилиси до границы каких-то 150-160 км, ерунда!), так как завтра вечером истекала полученная нами транзитная грузинская виза.

 

За день пройдено 390 км за 11,5 часов.

 

Далее, день двадцать второй =>