День двадцать второй.
Дата: 26.09.2010 г.
Время выезда из гостиницы: 08.00
Показания спидометра: 61470 км.
Просыпаемся и… Обидно до слез – к утру пошел дождь, за окном сыро, промозгло, идет моросящий дождик, и мы понимаем, что все наши планы по осмотру Мцхеты и мало-мальскому знакомству с Тбилиси – псу под хвост! Ни черта не видно. Решаем ехать на границу, поскольку все равно уже устали все, и лазание в грязи по мокрым развалинам кайфа не доставит. Обидно, но что поделаешь, видно, не судьба!
Переезжаем Куру (в Грузии она называется Мтквари), сворачиваем направо и выезжаем из Тбилиси.
На горе, у слияния Куры и Арагви, в том месте, где когда-то св. Нино воздвигла крест, возвышается тот самый монастырь Джвари (Крестовый монастырь) с храмом, действующий, между прочим.
Через реку Арагви слева остается Мцхета, которую мы так толком и не увидели. Особенно жалеем, что не увидели Светицховели – главный храм Грузии в течение тысячелетия. Во время поисков жилья глянули на него краешком глаза (там сейчас ведется реконструкция площади перед ним, все в пыли), вот и все. Обидно.
Поднимемся выше в горы и через час достигаем Жинвальского водохранилища, очень красивого при солнечном свете (вода в нем, должно быть, как в Рице, зеленовато-бирюзового цвета), а нам представившегося вот в таком не очень приглядном виде.
На северной окраине водохранилища - грузинский храм с крепостью.
В 10.30 завтракаем в придорожной кафешке (шашлык – объедение!) за 35 GEL и продолжаем подъем. Дорога пока достаточно приличная, и к 11.00 мы оказываемся выше облаков, на достаточно большой высоте (на фотке по дну ущелья бежит речушка, видно?).
А вот тут начинаются проблемы: дождик усиливается, туман (мы все время едем в облаке), и самое главное, вдрызг разбитая дорога, с участками вспученного и вставшего колом асфальта, щебенкой, вылезающими из полотна дороги острыми камнями, по которой текут ручьи воды. Как я не пробил колесо, ума не приложу, должен был обязательно! Единственное утешение, что нет глубоких ям, а те, что есть, преодолеваются. Из проезжих – украинские и турецкие дальнобойщики, редко грузинские легковушки (в основном, джипы), да пара «Волг» с североосетинскими номерами. Скорость передвижения падает до скорости пешехода. Но дорога очень красивая, представляю, какова она без дождя и тумана!
Вдруг издалека видим Казбек (он и сейчас с ледовой шапкой, как и Арарат), но, пока соображаем, как бы остановиться, он скрывается из вида за горой и так больше и не показывается.
В половине 12 дня достигаем Крестового перевала (крестов на нем – немеряно, как сказала супруга, «теперь понятно, почему он называется Крестовым), фотографируем метеорологическую (предположительно) станцию, памятный знак, который видели Пушкин А.С. и Лермонтов М.Ю., окружающие горы… Здесь очень красивые виды, только вот погода портит все (экипаж даже из машины не выходит)…
Начинаем спуск. Дорога все такая же дрянная (местами появляется уверенность, что здесь когда-то гоняли тяжелую гусеничную технику, то ли танки, то ли бульдозеры), но становится чуть-чуть пояснее.
Кусочек ледника на склоне горы.
Стало овечек, почти, как в Турции.
А вот так начинается Терек (это речка Бидара, впадающая в него).
В Коби заливаем на всякий пожарный 20 литров 93-го и едем дальше.
Памятник на месте, где были остановлены немецкие войска, рвавшиеся в Закавказье во время второй мировой войны.
В райцентре Казбеги (с 2007 года он называется неудобопроизносимо: Степанцминда) на остатки лари закупаем хлеба, грузинского вина, сигарет, на 37,6 GEL, не остается ни одного тетри. Едем все дальше, понемногу спускаясь. Останавливаемся возле выхода из тоннеля, фоткаем и фоткаемся. Тоннель еще советской постройки, и с той поры, видимо, не ремонтировался. В нем, как и во всех остальных тоннелях Грузии, нет света, разметки, да и впечатление, что он вот-вот рухнет. Зато виды красивы. Вот тут уже настоящий Терек
Перед границей дорога становится совсем дрянной, хотя и асфальтированной, в отличие от перевала.
В 14.00 (на одометре – 61625 км) достигаем границы Грузия – Россия. Итак, 155 км мы ехали 6 часов! Дождик.
Начинается процедура перехода границы. Грузинский пограничник, проверив предыдущую маршрутку с североосетинскими номерами, переходит к нам, проверяет документы и у нас, машет, мол, проезжайте.
Въезжаем. Нас опять, как при въезде в Грузию, фотографируют на маленькую камеру, поворачивая ее на фотографируемого (на этот раз, никто, кроме меня, даже и из машины не выходит, семью фотографируют прямо в машине, правда всех по отдельности), ставят штамп в визу о выезде. И все. Правда, меня пригласили в административное здание, где я ответил на пару вопросов типа «где был, что видел, где ночевал». У меня есть подозрение, что это были грузинская служба безопасности, типа наших КГБ-шников. Но четко поняв сразу же, что никакой я не шпион, меня отпустили с богом. Ожидаемого осмотра автомобиля на предмет вывоза «Стингеров», атомных бомб или тонн драгоценного грузинского вина не было. Грузинский пограничник у шлагбаума еще раз глянул документы, и пожелал счастливого пути. Процедура прохождения границы заняла 10-15 минут.
И вот мы на нейтральной территории. Прощай, Грузия!
Въезжаем в тоннель сразу же после выезда из Грузии.
Выезжаем, справа у обочины видим Терек. Здесь он совсем-совсем ничейный.
И вновь въезжаем в тоннель изогнутый, конца его не видно. Пробираемся ощупью. Темнотища, включаю даже дальний свет фар. Дорога внутри никакая. И вот видим «свет в конце тоннеля», военный «уазик» и копошащихся возле него людей.
Копошащиеся оказались солдатами-пограничниками, безуспешно пытающимися засыпать яму на выезде из тоннеля. Естественно, мы тут же цепляем днищем (слава богу, дополнительной защитой картера). Под озабоченными и сочувствующими взглядами подъезжаем к горделивой надписи «Россия». М-да, вот мы и на Родине!
Минутное теплое чувство возвращения в родные пенаты исчезло буквально через 10 минут… Эхх-х, Рассея…
Пограничников проходим быстро. Пограничник проверяет паспорта и документы на машину, выдает нам бумажку с обозначением автомобиля и пропускает дальше.
А вот тут начинается обычный наш русско-советский цирк, цирк с разводом по полной. Детали опущу. Ну все, как положено, то, от чего мы за эти 3 недели путешествия отвыкли.
Прохождение границы заняло 5 км и полтора часа времени (из них 10-15 минут на грузинской стороне) и 500 рублей «бонуса».
Выехав, останавливаюсь на асфальтированной площадке, чтобы включить Навигатор. Навител толком ни фига не работает, включаю iGo8.
Слева останавливается серая «девятка».
- Через границу перешли?
- Да, через границу.
- В Россию едете?
- В Россию.
- Сопровождение не нужно?
- Какое сопровождение?
- Ну, оказываем помощь по сопровождению до границы республики, до Кабардино-Балкарии. Ну, чтобы не обидел кто, чтобы не случилось с вами ничего, прохождение через посты ГАИ…
Сразу в памяти всплывают лихие 90-е и «братки», «сопровождающие» и «крышующие». А что нам помогать? Что с нас взять-то? Вот если бы мы туда, за границу ехали, при деньгах, то другое дело. А сейчас что с нас взять? Две бутылки грузинского вина да 5 Гб фоток?
- Да нет, спасибо.
- Ну, смотрите.
- А что такое?
- Да нет, ничего, просто всякое бывает… Гаишники у нас, знаете ли…
«Девятка» рвет с места и исчезает. Произошедший диалог смущает. Однако делать нечего, ехать надо.
Как потом, по здравому размышлению, уже на границе с Кабардино-Балкарией оказалось, предложение ребят из серой «девятки» оказалось совсем уж не лишенным смысла и ребята начали казаться очень симпатичными.
Очень был расстроен потом, не скрою. За 50 километров пути по Северной Осетии я 2 000 (2 500 вместе с границей) рублей отдал! Расстроился даже не из-за гаишного развода как такового, а из-за того, что у меня больше не было денег других, кроме тысячных купюр (мельче купюр просто не было, на обратную дорогу по России оставляли денег специально крупными купюрами, чтобы не таскаться с ними). Были бы, можно было бы поторговаться, цену сбил бы обязательно, а требовать с ментов сдачи смешно. Впрочем, тема гаишного беспредела – это вечная тема… «Не мы такие, жизнь такая…» © Ладно…
Едем. Горы практически сразу же заканчиваются. Проезжаем Владикавказ. Родные русские буквы.
Дорога хорошего (если за отличное считать турецкие дороги) или отличного (если сравнивать с общероссийскими) качества. Доехали до границы Кабардино-Балкарии, на границе республики на нас даже не взглянули, Нальчик прошли по объездной и на границе со Ставропольским краем в 19.20 (на одометре 61845 км) заправились на «Лукойле» на последнюю 1000 рублей (23,2 л 93-го бензина).
Решили, во что бы то ни стало, доехать сегодня до дома, несмотря на то, что уже ночь. А что, дорога хорошая, разметка в темноте смотрится прекрасно, едем!
В Пятигорске очень красиво ночью смотрится гора, я так понимаю, Машук (никогда там не был, поэтому не поручусь, что именно Машук). На горе что-то типа башни, подсвечена снизу мощными прожекторами, в связи с чем облака над горой как будто светятся изнутри, типа оттуда, из-за облаков, что-то светится. На фотке не очень хорошо видно, но в реале достаточно красиво.
Ну, а проехать до Краснодара 430 км за 5 с половиной часов без ментов по приличной дороге – это дело техники и выдержки. В 00.50 уже 27.09.2010 г. мы были у подъезда родного дома. Из эмоций осталась только усталость (правда через день она исчезла, уступив место, как оно и должно быть, законному чувству удовлетворения от увиденного, свершенного, прожитого и пережитого).
За день пройдено 810 км за 17 часов.