День четвертый.
Дата: 08.09.2010 г.
Время выезда из гостиницы: 08.15
Показания спидометра: 55606 км.
Выезжаем. Сегодня в планах посещение дворца Исхак Паша, являющимся, по свидетельству Lonely Planet, прообразом для дворцов из сказок «Тысячи и одной ночи». В очередной раз удивляемся, как широко в Турции (причем повсеместно) распространена брусчатка.
Очередная надпись на горах патриотического содержания.
По дороге встречаются казармы турецкой армии с танками, пушками и бронетехникой. Вообще в Восточной Турции достаточно много военных, по-видимому, отголоски волнений в связи с курдской проблемой.
Забираемся на гору. Отсюда Догубаезит, как на ладони. Жаль, что Арарата с этого места не видно, дворец Исхак Паша от Арарата отделяет нехилой высоты горка.
Пока дворец закрыт, бродим вокруг, натыкаемся на маленькую мечеть при кладбище (аналог нашей часовни?).
А вот так выглядит сам дворец.
Входной билет по 3 TL на брата. Это было единственное место, где стоимость посещения достопримечательности была такова, на которую я рассчитывал, базируясь на данных Lonely Planet. Во всех остальных, более доступных и, соответственно, более посещаемых местах турки подняли цены, причем иногда очень даже существенно.
Бродим по дворцу. Сразу же натыкаемся на зиндан (тюрьму). Камера на фотке имеет достаточно большую высоту, но ни одного выхода. В потолке – единственное отверстие, по-видимому, для того, чтобы спускать узника вниз, а впоследствии – и кормить его.
Другие камеры рядом расположены в цепочку с одним выходом на поверхность, который охраняла стража. А стеночки-то у зиндана не такие, чтобы граф Монте-Кристо мог отсюда сбежать!
Вылезаем на поверхность, а тут красота! Это внутренний двор.
Внутри дворца куча помещений от огромных до самых маленьких, но в каждом помещении, что характерно, есть камин. Все камины сообщались между собой системой воздуховодов таким образом, что горячий воздух, проходя по воздуховодам, вделанным в стены, согревал их, нагревая таким образом весь дворец. Тут есть и прачечные, и кухня, и баня с бассейном, и даже туалет, причем не просто дырка в полу, а WC!
Вход в гарем. Ничего, кстати особенного, комнатки как комнатки, каждая, правда, со своим камином и полочками, в виде ниш, сделанных в стенах.
А вот обеденный зал роскошен!
Натыкаемся на так называемую террасу. Раньше сфотографированные на этой фотке брусья, по-видимому, поддерживали балкон, на который можно было выйти и любоваться открывающимися видами. А вид, действительно, хороший. Если бы не та горка, о которой я говорил, виден был бы и потрясающий Арарат. Кстати, окна гарема, выходят на эту же сторону. Так вот, брусья интересны тем, что (на фотке, правда, плохо видно), что состоят из 3 частей: самый нижний – человек (голова и шея), в середине – кошка (близко озеро Ван со своими ванскими кошками), а может и не кошки, а что-то из породы кошачьих (снежный барс какой-нибудь), самый верхний – птицы… Здорово…
Высота, кстати, приличная… Налево посмотришь, увидишь Догубаезит, а направо – вот такое…
А еще во дворце есть свои глубочайшие подвалы, зимний сад и конечно же, своя мечеть с минаретом.
Купол мечети.
И вид мечети изнутри.
Походив еще и восхищенно поцокав языками, выходим. Ворота дворца.
Со слов местных (они, кстати, говорят по-английски лучше, чем в Трабзоне), со слов гида и по официальной версии дворец когда-то имел золотые ворота, которые во время первой мировой войны, когда русская армия в 1915 году захватила часть восточной Турции (это пока удача от нас не отвернулась) – Трабзон, Эрзерум и тутошние места, золотые ворота сняли русские и увезли в Россию. По официальной версии, хранятся они в Эрмитаже, но, честно говоря, что-то я их там не видел… Хм…
Возвращаемся, прикупив пару-тройку сувениров.
Опять военные части.
На улицах Догубаезита.
По навигатору выезжаем из Догубаезита на юго-юго-запад. И вот тут первый и последний раз случился прокол. Навигатор уверенно ведет меня по улицам города. Ну откуда он мог знать, что в этом году горожане затеяли на одной из главных улиц ремонт – стелют брусчатую мостовую. А кто видел, как турки делают дороги и мостовые, то меня поймет. Они очень большое внимание уделяют подготовке основы: щебень крупный или камни в несколько слоев, щебень помельче, песок разных фракций, потом все это долго и качественно утрамбовывается, а уж потом кладется асфальт, причем нетолстым слоем. Может, поэтому дороги у них, в отличие от наших, не приходят в негодность через год-два. Так вот, дорога эта, по которой я еду, ремонтируется. Песок. Маршрутка (они здесь долмушами называются) проходит, легковые проходят, еду и я. Но не учел, что у меня загруз в машине полный, да и резина без ламелей нужного размера и глубины (наша, родная Optima-406). Ну и… сел прилично. Раскачка… туда-сюда, туда сюда… Без эффекта, только глубже зарылся. Вот тут-то буксировочный трос и пригодился. Сзади форд, водитель, не говорящий ни по-английски, ни, тем более, по-русски. Но без лишних слов выходит, высказывает готовность помочь, я пулей трос из багажника достаю, освобождаю машину от родственников, он меня цепляет за корму, дает задний ход и выволакивает. Вот тогда-то я порадовался, что трос взял. Он пригодился в первый и, надеюсь, последний раз…
Вытащенные и еще раз благодарные туркам за отзывчивость, выезжаем из города и бросаем последний прощальный взгляд на Арарат…
Едем. Стадо овец. От дороги до границы с Ираном – пара километров, он за горой от нас.
Постепенно (это характерно для данного региона Турции) поверхность гор приобретает специфический характер, которого больше мы нигде не встречали. По тем сведениям, которыми я обладаю, это лава, следы того, что когда-то вулканическая активность здесь была довольно высока. Не уверен (ну, не геолог я), но, скорее всего это так, ведь и Арарат – это бывший вулкан…
Едем. К сожалению, водопад в Мурадие как-то просмотрели и половине третьего дня выехали к озеру Ван. Вот таким мы его увидели в первый раз. Поразил цвет воды. Он бирюзовый с легким зеленоватым оттенком, подобный цвет воды мы видели в горных озерах, на озере Рица… Наверное, из-за высокой примеси определенных солей.
К трем часам въезжаем на улицы областного центра Ван, одноименного с озером, на берегу которого он стоит.
На улицах Вана. Можно повернуть и через полчаса быть на границе с Ираном, но семья противится, да и времени нет совсем.
Не удерживаюсь и подъезжаю к салону Chevrolet.. Машина с российскими номерами на его фоне смотрится… Менеджеры салона интересуются, откуда, мол, и узнав, что из Росси, восхищенно цокают языком…
Кстати, о машинах пару слов. Салонов Chevrolet в каждом областном центре, как минимум, один. Lacetti в продаже не видел. Spark, Cruze, Captiva – есть. Судя по турецкой рекламе, Lacetti в Турции дороже, чем в России. Вообще, продающиеся в салонах марки и модели примерно те же самые, что и у нас. Однако вот, например Hyundai Accent есть двух модификаций – такой, как и у нас, и другой модификации, немного переработанный, более современный. Джипы и всякие мерсы-БМВ видел практически только в Стамбуле. Такси почти исключительно « Fiat Albea». Очень много машин типа Renault 9 и 19, причем часть их них явно турецкого производства, по-видимому, турки в свое время купили лицензию на производство этих моделей. Наши встречаются очень редко: ВАЗ-2108, ВАЗ 2109, «десятки», «одиннанцатые». «Двенашку» видел один раз. Есть «Газельки», но их очень мало, их роль выполняет «Ford Transit». «Ford Focus»’ов неожиданно мало, «Chevrolet Lacetti» видел раз пять, в основном хэтчбэки. Интересны вкусы турецких автолюбителей: автосалоны и дороги забиты исключительно моделями типа «Ford Tourneo» и «Fiat Doblo»… Правда, слово «забиты» по отношению к турецким дорогам употребялть смешно, по сравнению с нашими, особенно федеральными, они пустынны… Единственное, где есть насыщенный трафик, это Стамбул и предместья…
Проезжаем очередной перекресток. Ну, раз мы в Ване, то скульптурная композиция посвящена, естественно, ванским кошкам…
Выезжаем из города. И опять озеро Ван. Вода в нем достаточно чистая. И кстати, достаточно соленая и какая-то мыльная на ощупь…
Около пяти вечера показался остров Ахтамар с сохранившимся на нем храмом, бывшим резиденцией армянского каталикоса до того, что произошло в годы первой мировой войны, после чего армяне потеряли и свой Ван, и свой Ахтамар, и свой Арарат…
Перекусываем в придорожном кафе (42 TL). Впервые пробуем «кёфтэ» и айран. И если айран после этого мы покупали не раз (вкусно!), то вот эти вот котлетки с мизерным количеством мяса и невообразимым количеством специй и пряностей мы не ели больше никогда! У нас в кафе в котлеты вместо мяса кладут хлеб или туалетную бумагу (гы-гы!), а у них, такое ощущение, что пряности. Ужас! Но, это, конечно же, IMHO…
Опять Ван.
Остров Ахтамар поближе. Храм виден справа от горы.
И опять Ван. У меня эти фотки вызывают ощущение какой-то ненатуральности, сделанности в new_new_new_photoShop’е, и если бы я не знал, что лично фотографировал, то усомнился бы…
На некоторое время отдаляемся от берега озера Ван. Опять овечки.
И опять Ван, уже в лучах садящегося солнца.
Понимаем, что дальше двигаться особого смысла нет, решаем ночевать в райцентре Татван (Ван на восточной стороне озера, а Татван – на юго-западной, между ними даже есть паромное сообщение, перевозят раз в неделю поезд типа «Восточного Экспресса», идущий из Европы в Иран). Заселяемся в новую гостиницу (110 TL за четверых), гуляем по городу. Городок понравился, есть даже торговый центр с эскалаторами, лифтами, мраморно-гранитными стенами, сверкающее и блестящее… по типу… ну, не знаю, у нас в Краснодаре такого типа центры «Красная Площадь» и «Галерея»… Обалдеваем от того, что кафе в этом центре забито под завязку, а потом вспоминаем, что 20 минут назад село солнце и муэдзин что-то голосил с минарета… Рамазан, однако…
Городок понравился, чисто, чинно и спокойно. Покупаем шаурму (сын любитель) за 4 TL, колу (жестяная банка кока-колы 0,33 л – 1,25 TL), виноград по 1 TL и персики за 3 TL за кило. Виноград обычный, а персик – обалдеть, какая вкуснотища!
В хорошем настроении ложимся спать
За день пройдено 334 км за 10,5 часов (с посещением дворца).