День четвертый.

Дата: 17.08.2008 г.

Время выезда из гостиницы: 09.40

Показания спидометра: 28000 км.

Пасмурно. Не везет. Все время севернее Москвы дождик то начинался, то прекращался. Низкая облачность, все серое, так что красот Вологодчины, да и Карелии тоже толком увидеть не удалось.

Решили ехать до Медвежьегорска через Пудож, то есть обогнуть Онежское Озеро с востока, а на обратном пути – запада, для того, чтобы посмотреть обе дороги. Выезд из Вытегры – гибель, но после коротенького участка разбитой дороги остаток Вологодской области до границы с Карелией мы проехали по такой дороге, по какой я не ездил никогда! Не дорога – сказка! У нас в Краснодарском крае дороги неплохие, но это просто автобан был какой-то! Дорожники построили прекрасную дорогу – она выверена не только по горизонтальной геометрии (то есть нет ям, провалов, взгорочков, уклонов к обочинам), но и по радиусам поворотов. Не знаю, может, рельеф местности позволял это сделать, но это тот участок, по которому хотелось ехать и ехать! 150-160 км/час – без напряга вообще! Естественно, я притопил… Ну что могу сказать? Пошла Лача до 180-182 км/час и все, больше не идет!... Правда, груз в багажнике и супруга на заднем сиденье (она у меня миниатюрная, но все же груз!)… Жаль, что Вологодская область быстро закончилась, и мы въехали в Карелию.

 

Проезжаемые деревни не изменились никак – те же деревянные дома со спутниковыми тарелками.

 

Примерно в 10.00 (на одометре – 28110 км) миновали Пудож (год основания – 1382, вот где старина-то!). Дорога терпимая, позволяет держать скорость 80-100 км/час, иногда до 120 км/час.

 

 

Здесь мы впервые увидели дико растущую чернику (участок Пудож – Медвежьегорск, время по Москве - 11.00, на одометре – 28175 км), которую, естественно, насобирали, а насобирав, приняли за волчью ягоду (вот дикари-то!) и выбросили. Ну, я думаю, что северяне меня не осудят за столь вопиющий дилетантизм в ботанике, ибо, если им показать свободно растущую хурму, фейхоа, айву, да те же мандарины недозревшие, они тоже не сразу поймут что к чему. В связи с этим вспоминается прикольный случай, произошедший в Архипо-Осиповке у нас на побережье Черного моря. Идем мы с семьей с моря. Вечереет. Ну, и повылетала всякая живность типа ночных бабочек-совок. А они, эти бабочки у нас на юге бывает достаточно большой величины, сантиметров где-то до 8 на 10. Так вот, пара-тройка таких бабочек летает вокруг цветов, типа, нектар собирает. Впереди идут две семьи с детьми, судя по выговору и нещадному «аканью», москвичи или что-то в этом роде. Так вот, увидев этих бабочек возле цветов (а бабочки эти имеют обыкновение зависать над цветком, интенсивно работая крыльями), женщины восклицают в восхищении: «Глянь, глянь, Глаша, какие тут КОЛИБРИ!», дети в восторге, мужчины сдержанно бубнят: «Да уж, зажрались они тут у себя, на юге, КОЛИБРЕЙ, видите ли, разводят!», местные, слыша этот гвалт, недоумевающее оглядываются, ожидая увидеть именно колибри, не видят, ну и так далее… Семьи с детьми удаляются, полностью уверенные в том, что им удалось увидеть колибри, и в том, что им будет, что порассказать по приезду домой… J

К чему это я? А просто к тому, что страна у нас действительно очень большая, с разнообразнейшей флорой и фауной, настолько разнообразной, что жители одного региона, приезжая в другой, даже не могут правильно интерпретировать то, что они видят. Вот мы, например, слышали, что есть какая-то ядовитая «волчья ягода», и несчастную чернику приняли за нее… И ощущается эта огромность именно тогда, когда пересекаешь ее, страну, не в салоне самолета или купе поезда, а вот так вот, на своих колесах. Конечно, с этой точки зрения, было бы правильнее пересекать страну на телеге, как когда-то Михайло Ломоносов, или, еще лучше, на своих двоих, но это, к сожалению, невозможно. Поэтому путешествовать надо минимум на автомобиле… Впрочем эту мысль я уже высказывал в своем прошлом отчете (ссылка здесь), высказывал крайне настоятельно и навязчиво… J

Итак, едем дальше. Музычка, все дела… Въезжаем в Медвежьегорский район Карелии.

 

Пейзаж несколько меняется, появляюся красочные кусочки северной природы в виде песка с вырастающими из этого песка соснами. С моей точки зрения, очень красиво и необычно.

 

Тут и сям встречаются камни, покрытые лишайниками. Неприлично, конечно, но отдираем лишайник, кладем на капот машины и начинаем рассматривать…

 

Не доезжая населенного пункта Повенец, останавливаемся, чтобы сфотографировать деревянную церковь (ничем не хуже, чем в Кижах, ей-богу!) у южной оконечности Беломорско-Балтийского канала, соединяющего Белое море с Онежским озером.

 

Сразу за Повенцом «отворотка» (словом «отворотка» северяне обозначают второстепенную дорогу, отходящую от главной), ведущая в урочище Сандармох. Здесь, если есть возможность, надо побывать всем. Комментировать не буду, точек зрения немеряно, но, тем не менее… Просто фотографии…

 

 

 

 

 

 

 

 

В Пиндушах в 10.00 (на одометре – 28300 км) – остановка на обед. Кафе «Фламинго». Сверху – рекламный слоган: «Быстро! Вкусно! Недорого!». Ну что сказать? Это был чуть ли не единственный случай, когда реклама соответствовала содержанию. Действительно быстро, действительно вкусно, действительно недорого. Это единственное место для еды, которое искренне хотелось бы посоветовать будущим путешественникам.

Кстати, о Пиндушах. Прикольные названия населенных пунктов вообще в средней полосе России и в Карелии в частности. Пиндуши (Карелия), Повенец (Карелия), Пудож (Карелия), Девятины (Карелия), речка Сяся (Ленинградская область), речка Паша (с одноименным населенным пунктом) (Ленинградская область), Пряжа (Карелия), Великий Двор (деревушка в Карелии), Андомский и Саминский погосты (Карелия), речка Свирь (Ленинградская область), Матросы (Карелия), Молочное (Вологодская область), Кишкино (Вологодская область), Борозда (Московская область), Эммаус (с какого перепуга в Тверской-то области этакое «гАтичное» название поселка?), Лоухи (Карелия), Олимпий (Карелия), Африканда (Мурманская область)…Это так, навскидку, продолжать можно бесконечно… Прикольно звучит… У нас на юге более скудно с фантазией…

Природа меняется. Какие-то неизвестные нам растения, мы их зовем «укропами», поскольку названия не знаем, понятно только, что относятся они, как и укроп, к семейству зонтичных (ну не ботаники мы!). Ну чистый укроп, только в 2 раза больше… Такие укропы мы видели повсеместно на севере Вологодской и Ленинградской областей и на юге Карелии, а что это на самом деле, так и не знаем…

 

В 14.45 заправка в Медвежьегорске (на одометре – 28311 км) – 20 литров, и на север, на Север, на СЕВЕР!...

Появляются заболоченные участки. Сын живо интересуется: «А что, это всамделишное болото? А что, если я пойду через него, меня засосет? А быстро засосет?», ну и так далее…

 

 

Ни с того ни с сего вдруг погода нам преподносит приятный сюрприз – выглядывает солнышко, а вместе с изменением характера освещения меняется и настроение… Все-таки, слаб человек и подвержен влиянию окружающей обстановки (в том числе, и погодных условий) в большей степени, чем готов это признать…

 

Среди заболоченных участков тут и сям возникают несколько возвышенные участки с кусочками черных скал, ярко-зеленой растительностью и даже оазисами суровой северной красоты. Вот из-за этого мы сюда и добирались за тысячи километров… Чистое голубое небо, белые облака, черная спокойная вода среди черных скал и ярко-ярко-ярко зеленая растительность… Красотища! У нас на юге не бывает такой зелени в принципе. Нет, конечно, зелени у нас хоть отбавляй, особенно в предгорьях Кавказских гор, но она другая, эта зелень, совсем другой оттенок… Вот за этим оттенком зелени я сюда, на север и стремлюсь…

 

 

 

В 16.00 проезжаем реку Сегежу (на одометре – 28400 км) и в 18.00 подъезжаем к Подужемской ГЭС, стоящей на реке Кемь.

 

 

Сворачиваем с федеральной трассы «Кола» направо, в районный центр Кемь, ибо собрались посетить Соловецкий архипелаг в Белом море, проезжаем железнодорожный переезд (перед нами поезд «Адлер-Мурманск»).

 

Вспоминаем, что надо бы хлеба прикупить, ибо все есть, а хлеб кончился.

Диалог в магазине райцентра Кемь:

- Хлеба можно купить?

- Да.

- А что, у вас, только черный хлеб?

- Нет, вон батоны есть, ленинградские. Брать будете?

Мы так понимаем, что «Ленинградские» - это названия батонов, типа, как «Бородинский» хлеб.

- А они свежие?

Пауза, недоуменный взгляд, ответ.

- Девушка, нам хлеб привозят раз в неделю.

Понимаем, что «Ленинградские» - это не название батона, а прилагательное, обозначающее место производства сего хлебобулочного изделия.

М-да… Рассея… Из Ленинграда везут хлеб в Карелию…

Маленькое отступление: вот из-за этого и надо путешествовать ножками или хотя бы на колесах, ибо из салона «Боинга» никогда не увидишь тысячекилометровый путь, проделываемый буханкой «Ленинградского» батона…

Прибываем гостиницу «Причал» Рабочеостровска (время – 19.00, на одометре – 28580 км). Это единственная гостиница (по данным Интернета), где можно переночевать в ожидании утреннего теплохода (судна, парохода, корабля, посудины) на Соловки. В связи с этим гостиницу надо бронировать заранее, но мы не бронировали, и нам, как ни странно, повезло. Трехместный номер с удобствами на блок из трех номеров за 1800 руб/сут плюс стоянка 150 руб/сут. Монополизм, однако… Приобретаем тут же билетики (550 руб/чел) на знаменитый теплоход «Василий Косяков» (знаменитый не своими какими-то выдающимися достоинствами, а тем что упоминаем он практически во всех отчетах о путешествии на Соловки).

Перекусываем, идем смотреть Белое море. Никакое оно не белое (как, впрочем, и Черное – не черное). Балтика – серо-коричневатая, Черное море – зелено-голубое, а Белое… Оно какого-то коричнево-зелено-серого цвета, причем коричневый цвет превалирует значительно. Это несколько разочаровывает. Ожидалось, что оно будет пусть не белым, но серым на худой конец… Что еще могу сказать? На вкус оно совсем не соленое, типа как наше Азовское, видимо, сказывается близость впадения в него множества пресных рек и речушек Карелии.

На стоянке у гостиницы – множество машин, регионы больше северные: Москва, Карелия, Ленинград, немного Новгорода. С удивлением находим ВАЗ 2113 с регионом 23, но с водителем пересечься так и не удалось. Оказывается, люди сюда приезжают на 5-7-10 дней, переезжают на острова, там живут в гостиницах или палатках, впитывают, так сказать, природу и атмосферу Соловков. Таких, как мы, приезжающих на 1 день, меньшинство.

 

Фотографируем на сон грядущий беломорскую луну и спать! Завтра в 07.30 – посадка на теплоход, а в 08.00 – отчаливаем!

 

За день пройдено 580 км за 10 часов.

Качество дороги – от четыре-четыре с минусом до три. Малюсенький участок на севере Вологодской области – пять-пять с плюсом.

 

Далее, 5 день